Rate this post

Если прямо не предусмотрено иное, то погрузка и укладка груза есть обязанность судовладельца. В соответствии с проформами Бал-тайм, НАЙП, Асбатайм и Лайнертайм эта обязанность передается фрахтователям. Пункт 4 Балтайма предусматривает: фрахтователи обязаны обеспечить погрузку, тримминг, укладку и выгрузку груза. В соответствии с п. 9 судовладельцы не несут ответственности за «повреждение груза или по искам, вызванным плохой укладкой и иными причинами».А п. 13 исключает ответственность судовладельцев за какие-либо утраты, за исключением «какого-либо действия или упущения, или ошибки судовладельцев или их управляющего». Формулировка чартера Балтайм о возложении на фрахтователей всей ответственности за погрузку, укладку и выгрузку представляется вполне ясной. Проформа НАЙП содержит меньшую четкость. Пункт 8 данной проформы предусматривает: «фрахтователи должны грузить, размещать и укладывать груз за свой счет под наблюдением капитана». Не ясно, кто несет ответственность за размещение груза — фрахтователи или же, в силу слов «под наблюдением капитана», — судовладельцы. Из-за такой неопределенности суды по обе стороны Атлантического океана были вынуждены рассматривать данный вопрос. Все они пришли к одинаковому результату, а именно — ответственность за размещение груза несут фрахтователи. Однако объем ответственности капитана и соответственно его судовладельцев остается предметом частых споров. По делу Nichimen Co. v. «The Farland» американский суд решил: п. 8 НАЙП предполагает передачу от судовладельца фрахтователю основной ответственности за размещение груза. Английская палата лордов приняла аналогичное решение по делу Court Line V. Canadian Transport Co. Отмечалось, что «… в соответствии с пунктом 8 настоящего чартера фрахтователи должны осуществлять погрузку, укладку и размещение груза за свой счет… эти слова, безусловно, вменяют в обязанность фрахтователей осуществление погрузки и укладки груза. Из этого должно следовать, что они не только освобождают судно от ответственности за погрузку и укладку, но и… освобождают их (судовладельцев) от ответственности за плохую укладку груза, за исключением того, что оговаривается словами «под наблюдением капитана». Условие проформ НАЙП и Асбатайм о том, что погрузка, размещение и укладка должны осуществляться «под наблюдением капитана», действует по- разному в английском и американском праве. Позиция английского права выражена в решении по делу Court Line v. Canadian Transport: «в той мере, в которой капитан осуществляет наблюдение и ограничивает контроль фрахтователей за укладкой, в такой же степени будет ограничиваться и ответственность фрахтователей». Американское право иначе толкует слова «под наблюдением капитана». Исходит из того, что капитан тайм-чартерного судна в зависимости от выполняемых им функций может являться или служащим судовладельца или служащим фрахтователя. По делу «Santona» отмечалось: «Это судно является собственностью его владельца, а капитан и команда его служащими, уполномоченными решать любые, касающиеся судоходства и обслуживания судна вопросы; однако во всем, что касается получения и доставки груза и той части получаемых от судна доходов, которые поступают фрахтователю, капитан и команда служат интересам фрахтователей». В деле Nichmen v. «The Farland» суд выразил концепцию разделенной ответственности за действия капитана в следующих словах: «… ответственность судовладельца за повреждение груза вследствие неправильной укладки ограничивается случаями, когда капитан вмешивается в процесс укладки в целях сохранения безопасности судна и его способности противостоять морским рискам; в той мере, в какой он действует исключительно в целях защиты груза, ответственность несет фрахтователь». Слова «под ответственность» часто добавляются к словам: «под наблюдением». Тем самым создается следующая формулировка: «Фрахтователям осуществлять погрузку… под наблюдением и под ответственность капитана». В деле The Shinjitsu Maru No. 5 слова «и под ответственность» на первый взгляд истолковывались как переход ответственности за плохую укладку с фрахтователей на судовладельцев. Однако отмечалось, если будет установлено, что указания фрахтователя в ходе укладки стали причиной определенной утраты или повреждения груза, то судовладельцы могут в соответствующей мере избежать ответственности. За решением по этому делу последовали решения по делам «The Argonaut» и The Alexandras P. В последнем деле указывалось, что слова «под ответственность» в п. 8 и предусмотренный им перенос риска относятся ко всей операции по- грузки, укладки, размещения и выгрузки груза. Это словосочетание охватывает не только механический процесс работы с судовыми устройствами и обработку груза, но и небрежность стивидора в общем планировании погрузки и выгрузки груза. Тайм-чартерным фрахтователям часто принадлежит грузовой причал или стивидорная компания, или они могут, по крайней мере, эксплуатировать причал и руководить работой стивидоров. Подчас они обладают знаниями и опытом в отношении конкретных требований, связанных с каким-либо грузом. Даже когда они контролируют всю операцию погрузки и руководят ею, английские суды возлагают на капитана ответственность. Например, за небрежность стивидоров, хотя на практике капитан не осуществлял за ними фактического контроля.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий