Rate this post

В выполнении морской перевозки участвуют органы морского транспорта, клиентура (грузоотправители, грузополучатели) и другие виды транспорта. Для осуществления морской перевозки с наименьшими затратами труда, материальных средств и времени необходимо, чтобы между всеми участниками были четко распределены права, обязанности, ответственность и согласованность в их действиях.
Основные условия перевозок и взаимоотношения между участниками перевозки и органами морского транспорта определяются специальными законами и нормативными актами, издаваемыми правительственными органами, отдельными министерствами и ведомствами.
Одним из основных законов, регулирующих отношения, возникающие из торгового мореплавания, является Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (КТМ), утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 сентября 1968 г. и введенный в действие 1 октября 1968 г. КТМ регламентирует права и обязанности капитана и экипажа морского судна, порядок оформления и исполнения договоров: морской перевозки груза, пассажиров, морской буксировки, фрахтования судна на время, морского страхования, устанавливает ряд других правовых норм. Для эксплуатационно-коммерческой деятельности большое значение имеют главы: II—«Судно»; III— «Экипаж судна»; IV—«Планированием организация перевозок грузов»; VIII—«Договор морской перевозки груза»; XII—«Договор морского страхования»; XIII—«Общая авария»; XVI— «Пределы ответственности судовладельца»; XIX — «Претензия и иски». В развитие КТМ издаются постановления правительства СССР, приказы и инструкции Министерства морского флота и управлений пароходств, тарифные руководства, правила и т. п.

Основными нормативными актами, регулирующими взаимоотношения и ответственность органов морского транспорта и клиентуры являются:

  • Положение об ответственности органов водного транспорта и клиентуры за невыполнение государственного плана перевозок по внутренним водным путям и по морским путям в малом каботаже, утвержденное постановлением Совета Труда и Обороны 3 июля 1934 г.;
  • Положение о взаимной имущественной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов;
  • Постановление Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. «О материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств» (раздел II «Об усилении материальной ответственности за невыполнение плана перевозок, просрочку доставки грузов, сохранность их при перевозке и за ненадлежащее использование перевозочных
  • средств»);
  • Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 4 января 1970 г.;
  • Правила планирования перевозок (отправления) грузов морским транспортом, утвержденные министром морского флота 29 июня 1970 г.;
  • Прейскурант Госплана СССР № 1101—тарифы на грузовые перевозки морским транспортом (тарифное руководство 1М);
  • Прейскурант Госплана СССР № 1102—тарифы на пассажирские перевозки морским транспортом (тарифное руководство 2М);
  • Прейскурант Госплана СССР № 1103—тарифы на перевозки экспортных и импортных грузов морским транспортом;
  • Тарифное руководство 4М—общие и специальные правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского флота, правила приема, выдачи, хранения и документального оформления грузов во всех видах сообщений, правила составления актов, предъявления и рассмотрения претензий, сроки доставки грузов и др.;
  • Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ) в трех томах, разработанные и изданные Министерством морского флота на основании Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Международного кодекса морской перевозки опасных грузов;
  • междуведомственные соглашения об условиях перевозки на судах, перевалки и транспортно-экспедиторской обработки внешнеторговых грузов в портах ММФ;
  • Положение о взаимоотношениях и взаимоответственности пароходств и портов Министерства морского флота по подаче, обработке и обслуживанию транспортных судов;
  • Положение о порядке применения норм обработки сухогрузных судов в морских портах и портовых пунктах ММФ и сухогрузных судов ММФ силами и средствами клиентуры;
  • сборники правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР, в которых публикуется информация о введении в действие, изменении, отмене тарифов и правил перевозок, разъяснение о порядке их применения и т. п.

Взаимоотношения и взаимная ответственность органов морского транспорта с другими видами транспорта и клиентурой при смешанных перевозках регулируются законодательными и нормативными актами, отдельными специальными правилами, договорами и соглашениями (Уставами железных дорог Союза ССР, внутреннего водного и автомобильного транспорта СССР, Воздушным кодексом СССР, Правилами перевозки грузов в прямом водном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении).
Разрешение хозяйственных споров между органами морского транспорта и клиентурой, а также другими видами транспорта осуществляется органами государственного арбитража. Имущественные споры между организациями и предприятиями ММФ разрешаются ведомственным арбитражем ММФ.

При Всесоюзной торгово-промышленной палате состоит морская арбитражная комиссия для рассмотрения в порядке арбитражного разбирательства споров: о вознаграждении за оказание помощи судам от их столкновения или повреждения судном портовых сооружений; из практики фрахтования судов, агентскому их обслуживанию; опоров по морской перевозке грузов, морской буксировке плавучих объектов, плотов; по морскому страхованию и др.
Морские перевозки в заграничном сообщении, в которых фрахтователями являются иностранные фирмы (компании, организации), регулируются диспозитивными, допускающими изменения по соглашению сторон, нормами советского законодательства, а в некоторых случаях нормами иностранных законов и обычаев торгового мореплавания.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий