5/5 - (1 голос)

Первоначальные действия капитана. При столкновении судов капитану и штурманскому составу необходимо определить наиболее точным способом место столкновения; установить характер и объем повреждений судов и их мореходность; открыть аварийную радиовахту и, установив радиоконтакт с другим судном, выяснить его название, порты приписки, отхода и назначения, название и адрес (в том числе, телекс и телефон) судовладельцев, страховщиков корпуса судна и название клуба взаимного страхования, в котором застрахована ответственность иностранного судовладельца за столкновение; предложить другому судну свою помощь, если оно находится в опасном состоянии, и самому запросить помощь, если таковая требуется.

В свою очередь капитан должен сообщить другому судну название, порт приписки, а также порты отправления и назначения своего судна. Чтобы судовладелец имел возможность срочно принять необходимые меры по защите своих имущественных интересов, капитан обязан как можно скорее информировать его о столкновении, сообщив дату и время столкновения, координаты, погодные условия, основные обстоятельства столкновения, сведения о другом судне, объем и характер повреждений обоих судов и другую информацию, имеющую отношение к столкновению. Капитану надлежит собрать и обеспечить сохранность оригиналов судовых документов: рабочей карты, радиолокационного планшета, курсограммы, реверсограммы, судовых чистовых и черновых журналов. Факт столкновения с другим судном должен обязательно найти соответствующее отражение в судовых журналах, копии которых следует при первой возможности выслать судовладельцу вместе со своим рапортом и объяснениями свидетелей из числа членов судового экипажа. Поскольку этот рапорт и объяснения членов судового экипажа могут быть использованы в последующем судебном или арбитражном процессе, то в случае столкновения с иностранным судном рапорт капитана и объяснения членов экипажа должны быть помечены специальной оговоркой: «Конфиденциально. Только для сведения адвокатов судовладельцев».

Обычный порядок документального оформления столкновений судов. Важность документального оформления столкновения судов не может быть преувеличена, особенно оформление случаев столкновений с иностранными судами вне пределов советских территориальных вод, по всей вероятности, судебное разбирательство спора сторон о возмещении убытков будет проходить в иностранном суде (арбитраже) по правилам иностранного судебного (арбитражного) процесса с применением к требованиям сторон норм иностранного материального права. Документальное оформление случая столкновения судов заключается в совершении ряда действий, имеющих важное юридическое значение и направленных: 1) на сбор и закрепление доказательств, относящихся к вопросам ответственности за столкновение и размера причиненного столкновением взаимного вреда; 2) на обеспечение исполнения владельцем иностранного судна будущего судебного (арбитражного) решения или соглашения сторон о мирном урегулировании взаимных требований в связи со столкновением судов. Капитан судна — несомненно центральная фигура процесса оформления случая столкновения. Естественно, капитан должен знать обычный порядок документального оформления столкновений судов и понимать смысл действий, предпринимаемых им самим и его судовладельцем в ходе этого процесса. Порядок оформления столкновений судов выработан практикой. Он обычно заключается в совершении следующих действий: 1) заявлений морского протеста; 2) направлении капитану другого судна письма об ответственности; 3) осмотра повреждений судов и определения убытков от столкновения; 4) заключении соглашения о юрисдикции; 5) получении достаточного гарантийного обеспечения и, в случае необходимости, 6) задержания (ареста) иностранного судна. При оформлении столкновения следует иметь в виду, что не все перечисленные выше действия могут быть предприняты и доведены до поставленной цели усилиями одного капитана. В ходе процесса документального оформления случаев серьезных столкновений, затрагивающих иностранные интересы, капитану потребуется помощь и рекомендации береговых специалистов судовладельца и его юристов (адвокатов). Обычно крупные столкновения сразу же порождают много сложных вопросов, относящихся к юрисдикции, аресту судов, спасанию, общей аварии, загрязнению моря нефтью, ограничению ответственности судовладельцев и т. д., окончательное решение по которым принимается только в управлении пароходства (главном офисе судовладельца), а не капитаном судна.

Заявление морского протеста. Заявление морского протеста не является пустой формальностью. В некоторых странах без заявления капитаном морского протеста судовладелец не может начать судебный процесс против владельца другого судна о возмещении своих убытков. Порядок заявления морского протеста в советском порту установлен в ст. 288—291 КТМ. В иностранном порту морской протест заявляется капитаном советского судна консулу СССР в ближайшем порту этого государства или компетентным лицам иностранного государства в порядке, установленном этим государством. Так, например, в Англии принятие заявлений о морском протесте и составление актов о морском протесте осуществляется нотариусом, а в Бельгии морские протесты заявляются в коммерческий трибунал или мировому судье кантона. Заявление об ответственности другого судна. В практике торгового мореплавания при оформлении столкновений судов общепринято направление владельцам или капитану другого судна, с которым произошло столкновение, письменного заявления об ответственности за столкновение и за все расходы и убытки, могущие произойти вследствие столкновения. Заявление об ответственности должно быть кратким и конкретным по содержанию, без описания аспектов маневрирования. В большинстве случаев сразу же после столкновения невозможно с точностью установить причину столкновения и степень вины каждого судна в столкновении. Установление причины столкновения и степени вины каждого судна может занять длительный период времени. Независимо от того, при каких обстоятельствах произошло столкновение, направление заявления об ответственности владельцам или капитану иностранного судна, причастного к столкновению, необходимо во всех случаях столкновений советского судна с иностранным. Если капитан другого судна признает свою ответственность за столкновение, то от него должно быть получено письменное подтверждение признания ответственности, которое затем следует выслать в пароходство.

Организация осмотра и фиксирования повреждений обоих судов. Для определения убытков судовладельцев от столкновения принадлежащих им судов чрезвычайно важным является установление характера и размера повреждений, причиненных судам столкновением.В иностранном порту установление характера и размера повреждений причиненных советскому судну, производится с помощью компетентного сюрвейера. Его рекомендуется привлечь для этих целей через корреспондента клуба взаимного страхования или агента судна в этом порту. Осмотр повреждений советского судна сюрвейером, назначенным корреспондентом клуба взаимного страхования, должен производиться при участии представителей другого судна, владельцам которого должна быть предоставлена возможность осмотра повреждений советского судна. Действующего в интересах иностранного судна сюрвейера не следует ни в коем случае знакомить с записями судового журнала. Члены судового экипажа должны быть предупреждены о том, что им не следует давать какую- либо информацию о столкновении такому сюрвейеру. По результатам осмотра сюрвейер составляет акт сюрвейерского осмотра, в котором фиксируются полученные судном повреждения; даются рекомендации по проведению ремонтных работ для устранения аварийных повреждений; указывается длительность и стоимость ремонтных работ по ценам, действующим в порту осмотра судна. Рекомендуется, чтобы сюрвейер, производящий осмотр повреждений судна, подготовил отдельное заключение о скорости судов в момент столкновения и об угле столкновения. Его заключение о скорости судов и угле столкновения поможет в дальнейшем установить причину столкновения и степень вины судов. Для осмотра повреждений иностранного судна также необходимо привлекать компетентного сюрвейера, известного клубу взаимного страхования.

Заключение соглашения сторон о юрисдикции. При оформлении случаев столкновений судов необходимо решить вопрос о месте рас- смотрения требований о возмещении убытков (вопрос о юрисдикции). Проблема юрисдикции является одной из сложных юридических проблем, возникающих при столкновении судов, плавающих под флагами разных государств. Вопрос о юрисдикции в каждом отдельном случае должен решаться не капитаном, а самим судовладельцем, поскольку выбор наиболее удобного для него судна или арбитража зависит от многих факторов, которые могут быть известны только профессиональным морским юристам.

Обеспечение имущественных требований о возмещении убытков от столкновения судов. При оформлении случаев столкновений советских судов с иностранными необходимо проявлять заботу об обеспечении будущих требований пароходства. Выбор способа обеспечения и его условий решается самим судовладельцем. Предоставление обеспечения не является ни признанием ответственности за столкновение, ни отказом судовладельца от использования права на ограничение ответственности за причинение вреда.

Задержание и арест торговых судов. В практике могут возникнуть случаи, когда владельцы иностранного судна попытаются уклониться от предоставления обеспечения. В таких случаях приходится прибегать к задержанию или аресту судов. Арест судна — эффективная мера, понуждающая его владельца предоставить требуемое обеспечение имущественных требований, возникающих в связи со столкновением судов.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий