Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Из текста ТК РФ 2001 г. слово «контракт» исключено, а основные трудовые права и гарантии, предоставляемые работникам, зако­нодательство Российской Федерации связывает только с трудовым договором.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор есть соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, пре­дусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, свое­временно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату;

работник обязуется лично выполнять определенную этим со­глашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Под «трудовой функцией» понимается работа по определенной специальности, квалификации или должности. По сложившейся практике термины «специальность», «квалификация», «должность» означают следующее:

специальность — вид трудовой деятельности в рамках одной профессии; например, судоводитель — вахтенный помощник капитана, старший помощник капитана, капитан;

квалификация — это уровень профессиональной подготовленности: наличие образования, стажа работы, диплома и/или квалификационного свидетельства, почетного звания «Почетный работник морского флота»;

должность — служебная обязанность, предусматривающая комплекс прав, обязанностей, ответственности работника, требования к его знаниям, место работы.

Согласно ст. 58 ТК РФ трудовые договоры заключаются на не­определенный срок и на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор заключается в случае, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Одной из сторон трудового договора всегда является работник (моряк), поступающий на работу, а с другой — работодатель (судо­владелец или его представитель, например, агент круинговой компании).

При заключении трудового договора должно быть в обязательном порядке достигнуто соглашение по следующим условиям (ст. 57 ТК РФ):

  1. Место работы. Указывается название судна, его валовая вместимость, флаг, название судоходной компании. Может быть оговорена возможность перевода моряка при производственной или иной необходимости на другое аналогичное судно компании.
  2. Род, характер работы, трудовая функция обусловлены на­личием у моряка дипломов и квалификационных свидетельств, под­тверждающих его специальность и квалификацию. Работодатель не вправе требовать от моряка выполнения функций, не предусмотренных трудовым договором, и возлагать на него дополнительные обязанности. Лишь в исключительных случаях возможны отступления от данного правила.
  3. Время начала работы, а для срочного трудового договора и период работы. В случае заключения срочного трудового договора момент начала работы начинается, как правило, с места и даты найма моряка на работу и заканчивается местом и датой списания его с судна, а период работы моряка указывается в месяцах (например, б месяцев ± 1 месяц). Решение о времени завершения договора принимает работодатель в зависимости от подходящего порта замены экипажа судна.
  4. Оплата труда. Условия оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов) должны устанав­ливаться работодателем по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и закрепляться в коллективном договоре. Конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов зависят от установленного в организации минимального размера оплаты труда, сложившихся соотношений тарифных ставок и должностных окладов и с учетом рекомендуемых соотношений тарифных ставок и должностных окладов применительно к принятому в организации минимальному размеру оплаты труда.

Согласно приложению 3 к Отраслевому тарифному соглашению

(ОТС-2003), должностные оклады членам экипажа судна уста­навливаются судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Оклады устанавливаются без учета каких-либо доплат и надбавок.

Увеличенные (по сравнению с окладами членов экипажей транспортных сухогрузных судов) оклады предусматриваются экипажам определенных типов судов: например, членам экипажа нефтеналивного, пассажирского судов, газовозов, химовозов, ледоколов, спасателей и т. д. — на 10%; судов с ядерными энергетическими установками и АТО — на 25%. При совмещении двух должностей должностные оклады членов экипажа устанавливаются путем увеличения должностного оклада по основной должности на сумму, рассчитанную в процентах от должностного оклада совмещаемой должности. Должностной оклад капитана устанавливается не менее чем на 5% выше должностного оклада старшего (главного) механика; должностной оклад старшего (главного) механика — не менее чем на 5% выше должностного оклада электромеханика; оклад старшего помощника капитана — не менее должностного оклада второго механика.

В Отраслевом соглашении определяется порядок оплаты при ремонте судна, нахождении членов экипажа в резерве, нахождении судов в зоне военных действий, а также при перевозке взрывоопасных, радиоактивных и других опасных грузов.

В Отраслевом соглашении приведен перечень аварийных работ, выполняемых членами экипажа сверх установленной графиком вахт продолжительности рабочего времени. Эти работы учитываются особо и оплачиваются не менее чем в двойном размере. К сверхурочным работам они не относятся.

При плавании судов в районах со сложными климатическими и навигационными условиями работы (в Арктике, Антарктике, тропиках) к должностным окладам членов экипажей судов применяются соответствующие районные коэффициенты.

Оплата труда, как непременное условие трудового договора, в настоящее время приобрела первостепенное значение, так как превалирующей формой трудовых отношений стал найм труда ра­ботников. В этой связи централизованное установление заранее определенных нормативов оплаты труда уступает место диспози- тивному его определению в каждом конкретном случае.

В договоре о найме моряка на работу указывается базовая месячная ставка, различные доплаты за выполнение дополнительных работ, в том числе и сверхурочных, условия начисления зарплаты, вид валюты и пр.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий