В настоящее время Глава состоит из 12 правил:
- Определение
- Применение
- Сроки задействования
- Требования к остойчивости в поврежденном состоянии навалочных судов
- Прочность конструкции навалочных судов
- Требования к конструкции навалочных судов и иные требования
- Освидетельствование грузовых трюмов навалочных судов
- Информация о выполнении требований к навалочным судам
- Требования к навалочным судам, не способным выполнять правило 4.2 из-за конфигурации их грузовых трюмов
- Декларация о плотности навалочного груза
- Прибор для определения нагрузки
- Эксплуатационные требования для датчиков уровня воды на навалочных судах
Продолжающаяся гибель судов, перевозящих навалочные грузы (иногда без всяких следов), а также большие потери человеческих жизней, потребовали принятия дополнительных мер. Ассамблея ММО (ноября 1991г.) приняла Резолюцию А.713(17) – Безопасность судов, перевозящих навалочные грузы, в которой поручила КБМ в возможно короткий срок разработать требования по проектированию, постройке, эксплуатации, техническому обслуживанию и освидетельствованию таких судов и установить меры предосторожности в отношении типа грузов. Впредь до разработки таких требований Ассамблея рекомендовала использовать Временные меры, которые следует принять для повышения безопасности судов, перевозящих навалочные грузы (приложение к Резолюции).
Конференция, проходившая в Лондоне в ноябре 1997 года, дополнила Конвенцию новой Главой XII – Дополнительные меры безопасности для судов, перевозящих навалочные грузы. Глава содержала одиннадцать правил:
Правило 1 – Определения
Правило 2 – Применение;
Правило 3 – Последовательность имплементации;
Правило 4 – Требования к остойчивости судов в поврежденном состоянии
Правило 5 – Конструктивная прочность
Правило 6 – Конструктивные и иные требования
Правило 7 – Проверка судовых трюмов
Правило 8 – Информация о соответствии с требованиями для судов
Правило 9 – Требования к судам, не соответствующим Правилу 4.2 в связи с конструкцией их грузовых трюмов
Правило 10 – Декларация о плотности навалочного груза
Правило 11 – Погрузочные приборы
Глава вступила в силу 1 июля 1999 года.
Все навалочные суда должны отвечать требованиям данной Главы, в дополнение к применимым требованиям других глав.
Правило 3
“Сроки задействования”
(Данное Правило применяется к судам, построенным до 1 июля1999 г.)
Навалочные суда, к которым применимы Правила 4 или 6, должны отвечать положениям таковых правил согласно нижеследующим срокам, со ссылкой на расширенную программу проверок, требуемых Правилом XI/2:
– навалочные суда, которым исполнится 20 лет и более на 1 июля1999 г., – к дате промежуточного или первого периодического освидетельствования после 1 июля 1999г., смотря по тому, что наступит ранее;
– навалочные суда, которым на 1 июля1999 г. исполнится 15 лет и более, но менее 20 лет, – к дате первого периодического освидетельствования после 1 июля1999 г., но не позднее 1 июля2002 г.; и
– навалочные суда, которым на 1 июля1999 г. будет менее 15 лет, – к дате первого периодического освидетельствования после даты, на которую судну исполнится 15 лет, но не позднее даты, на которую ему исполнится 17 лет.
Правило 4
“Требования к остойчивости в поврежденном состоянии навалочных судов”
- Навалочные суда с одинарным корпусом длиной 150 ми более, спроектированные для перевозки навалочных грузов плотностью 1000 кг/м3 и более, построенные 1 июля1999 г. и после этой даты, при загрузке по летнюю грузовую марку, должны выдерживать затопление любого одного грузового трюма, находящегося в любом состоянии загрузки, и оставаться на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия, как предписано в пункте 3.
- Навалочные суда с одинарным корпусом длиной 150 ми более, перевозящие навалочные грузы плотностью 1780 кг/м3 и более, построенные до 1 июля1999 г., при загрузке по летнюю грузовую марку должны выдерживать затопление носового трюма.
Правило 5
“Прочность конструкции навалочных судов”
(Данное Правило применяется к навалочным судам,
построенным 1 июля1999 г. и после этой даты)
Навалочные суда с одинарным корпусом длиной 150 ми более, спроектированные для перевозки навалочных грузов плотностью 1000 кг/м3 и более, должны иметь достаточную прочность, чтобы выдерживать затопление любого одного грузового трюма в любых условиях загрузки и балластировки судна, принимая во внимание динамические нагрузки от наличия воды в трюме и учитывая рекомендации, принятые Организацией.
Правило 6
“Требования к конструкции навалочных судов и иные требования”
(Данное Правило применяется к навалочным судам, построенным до 1 июля1999 г.)
Навалочные суда с одинарным корпусом длиной 150 ми более, перевозящие навалочные грузы плотностью 1780 кг/м3 и более, должны отвечать требованиям данного Правила в соответствии со сроками, предписанными в Правиле 3.
Правило 7
“Освидетельствования грузовых трюмов навалочных судов”
(Данное Правило применяется к навалочным судам, построенным до 1 июля1999 г.)
Навалочное судно с одинарным корпусом длиной 150 ми более, возрастом 10 лет и более, не должно перевозить навалочные грузы плотностью 1780 кг/м3 и более, если оно не прошло удовлетворительно либо:
– периодическое освидетельствование в соответствии с расширенной программой проверок, требуемых Правилом XI/2; или
– освидетельствование всех грузовых трюмов в том же самом объеме, как это требуется при периодических освидетельствованиях в расширенной программе требуемых Правилом XI/2 проверок при освидетельствовании.
Правило 8
“Информация о выполнении требований к навалочным судам”
- Буклет, требуемый Правилом VI/7.2, заверяется Администрацией или, по ее поручению, в целях указания на то, что выполняются Правила 4, 5, 6 и 7 соответственно.
- Любые ограничения, наложенные на перевозку навалочных грузов плотностью 1780 кг/м3 и более в соответствии с требованиями Правила 6, указываются в буклете.
Правило 9
“Требования к навалочным судам, не способным выполнять Правила 4.2 из-за конфигурации их грузовых трюмов”
(Данное Правило применяется к навалочным судам, построенным до 1 июля1999 г.)
Для навалочных судов, подпадающих под действие Правила 4.2, построенных с недостаточным количеством поперечных водонепроницаемых переборок, чтобы отвечать требованиям вышеуказанного Правила, Администрация может позволить послабление в выполнении Правил 4.2 и 6, при условии, что эти суда отвечают следующим требованиям:
– в отношении носового грузового трюма, проверки, предписанные при проведении ежегодного освидетельствования по расширенной программе проверок, требуемых Правилом XI/2;
– иметь систему аварийно-предупредительной сигнализации о высоком уровне воды в льяльных колодцах всех грузовых трюмов или в тоннеле грузового конвейера, соответственно, подающую звуковой и световой сигналы тревоги на ходовом мостике, одобренную Администрацией.
Правило 10
“Декларация о плотности навалочного груза”
До погрузки навалочного груза на навалочное судно, грузоотправитель должен объявить плотность груза.
Любой груз с объявленной плотностью от 1250 до 1780 кг/м3 должен пройти проверку на плотность, выполненную аккредитованной на проведение испытания организацией.
Правило 11
“Прибор для определения нагрузки”
(Данное Правило применяется к навалочным судам, независимо от даты их постройки)
- Навалочные суда длиной150 ми более оборудуются прибором, способным предоставлять информацию о перерезывающих силах и изгибающих моментах, принимая во внимание рекомендацию, принятую Организацией.
- Навалочные суда длиной150 ми более, построенные до 1 июля1999 г., должны отвечать требованиям пункта 1 и не позднее даты первого промежуточного или периодического освидетельствования, следующих сразу за 1 июля1999 г.
Правило 12
Резолюцией MSCю145(77) 5 июня2003 г. было принято 12 Правило “Эксплуатационные требования для датчиков уровня воды на навалочных судах”. Правило вступило в силу с 1 июля 2004 года.
Стандарт предусматривает технические функциональные требования к установленным в соответствии с Правилом XII/12 Конвенции СОЛАС устройствам датчиков уровня воды и аварийно-предупредительной сигнализации.
Датчик уровня воды означает систему, включающую чувствительные системы и устройства индикации, которые обнаруживают и предупреждают о поступлении воды в грузовые трюмы и в другие помещения, как требуется в Правиле XII/12.1 Конвенции СОЛАС.
Методы выявления уровня воды могут быть прямыми или косвенными, как определено ниже:
– прямые средства выявления определяют присутствие воды физическим контактом воды с устройством;
– косвенные средства выявления включают устройства без физического контакта с водой.
Чувствительные элементы должны быть пригодны к установке либо в кормовой части каждого грузового трюма, либо в самой низкой части помещений, иных, чем грузовые трюмы, к которым применяются эти требования.
Системы выявления уровня воды должны быть способны к непрерывной эксплуатации, когда судно находится в море.
Системы датчиков должны обеспечить надежную индикацию того, что вода достигла заданного уровня.
Система должна быть способна к следующему:
Для грузовых трюмов:
- Сигнал аварийно-предупредительной сигнализации, визуальный и звуковой, подается, когда глубина воды у чувствительного элемента достигает предсигнального уровня в контролируемом помещении. Индикация должна указывать помещение.
- Сигнал аварийно-предупредительной сигнализации, как визуальный, так и звуковой, подается, когда уровень воды у чувствительного элемента достигает основного сигнального уровня, указывая на увеличение уровня воды в грузовом трюме. Индикация должна указывать помещение, а звуковая сигнализация не должна быть такой же, как для предсигнального уровня.
Для отсеков, иных, чем грузовые трюмы:
- Сигнал аварийно-предупредительной сигнализации, как визуальный, так и звуковой, указывающий на присутствие воды в отсеке, ином, чем грузовой трюм, подается, когда уровень воды в контролируемом помещении достигает чувствительного элемента. Визуальные и звуковые характеристики сигнализации должны быть такими же, как и для основного сигнального уровня в трюме.
Детекторное оборудование должно иметь надлежащую коррозионную стойкость ко всем предназначенным к перевозке грузам.
Датчик, показывающий уровень воды, должен быть способен к срабатыванию с точностью до ±100 мм.
Часть системы, которая имеет проводку в грузовой зоне, должна быть абсолютно безопасна.
Визуальная и звуковая сигнализация должна быть подходящей для размещения на ходовом мостике.