Как предписано МКУБ, каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать СУБ, которая включает следующие функциональные составляющие:

—    политика в области безопасности и защиты окружающей среды;

—   система управления документами с обеспечением их нали­чия и изучения на судах и в береговых подразделениях;

—   инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксп­луатации судов и защиты окружающей среды, соответствующие международному праву и законодательству Российской Федерации;

— установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне, и внутри их;

—  процедуры передачи сообщений об авариях и случаях несо­блюдения положений СУБ компании;

—  процедуры подготовки к действиям в аварийных ситуациях и действий в аварийных ситуациях;

—   процедуры проведения внутренних проверок и процедуры анализа управления.

При этом ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего функционирование СУБ компании, должны быть оформлены документально.

Компания должна назначить лицо или лиц на берегу, ответст­венность и полномочия которых включают контроль за соблюдени­ем норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также предоставление достаточных ресурсов и оказание соответствующей помощи на берегу.

Компания должна укомплектовать каждое судно квалифициро­ванными, дипломированными и годными в медицинском отноше­нии моряками, согласно соответствующим международным и национальным требованиям.

СУБ компании обязана включать процедуры докладов с судов о случаях несоблюдения требований, несчастных случаях и опасных ситуациях, их расследования и анализа.

СУБ компании должна предусматривать процедуры обеспече­ния технического обслуживания и ремонта судна в соответствии с положениями существующих норм и правил, а также проведение регулярных инспекций, передачу Администрации сообщений о лю­бых случаях несоблюдения требований с указанием причин и при­нятие соответствующего корректирующего действия.

В соответствии с положениями главы IX Конвенции COJIAC-74 компания освидетельствуется Администрацией, организацией, признанной Администрацией, или правительством страны, в которой компания ведет свои дела по поручению Администрации.

Компании, выполнившей требование МКУБ в отношении конк­ретных типов судов, выдается Документ о соответствии на эти суда. Копия указанного Документа о соответствии должна находиться на каждом судне Компании.

МКУБ рассматривает капитана как основную фигуру в СУБ компании, определяющую эффективность системы. Капитан судна несет ответственность за осуществление СУБ компании, обеспечи­вая организацию и функционирование ее судовой составляющей на должном уровне качества.

Во исполнение этого требования капитан должен обеспечить:

* наличие, действительность и соответствие требованиям сле­дующих судовых документов:

*   все судовые свидетельства, включая свидетельства об изъятии, требуемых международными договорами или законодательством России,

*   специальные судовые свидетельства, требуемые назначением судна (для танкеров-химовозов, газовозов и т. д.), районом плавания (при совершении разового плавания вне обычных районов эксплуатации судна), региональными соглашениями или законодательством страны порта захода,

*    судовых документы, требуемые при перевозке/ креплении от­дельных грузов (зерна, леса на палубе, нефтяных грузов и т.д.), одобренные Администрацией: различного рода кодексы, информации, наставления, руководства, правила и т. д.,

*    свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения,

*    судовые журналы,

*    документы по остойчивости и непотопляемости в неповрежденном и поврежденном состоянии судна;

* наличие, рабочее состояние и хороший внешний вид следую­щих устройств и документов к ним:

*    все судовые устройства, системы, приборы и оборудование,

*    фирменные табличек завода-изготовителя и/или паспорта (сертификаты) для всех устройств, приборов и оборудования,

*    надлежащая маркировка и/или сертификатов на растительных и стальных тросах, талях, цепях, талрепах, блоках и т. д., используемых в грузовом и шлюпочном устройствах и для крепления груза,

*    инструкции по эксплуатации, проверкам, ремонту, уходу для всех устройств, приборов и оборудования описаний, заполнение ответственными лицами экипажа их соответствующих формуляров,

*    стандартные переходные соединения трубопроводов для сое­динения с берегом (пожарной магистрали, магистралей сдачи различного рода загрязненных вод и пр.), приборы контроля за составом атмосферы в трюмах/танках, требуемых при перевозке определенных грузов (газоанализаторов и/или кисло- родомеров).

Все сколько-нибудь ответственные устройства и приспособления (трапы, беседки, тали, ограждения и пр.), изготовленные на судне  для целей безопасности или для проведения даже временных работ и/или отремонтированные в судовых условиях фирменные устройства                          и                       приспособления     должны          быть отремонтированы/изготовлены самыми квалифицированными лицами судового экипажа, внешне выглядеть надежными и быть испытанными с составлением судового акта, заверенного капитаном.

СУБ компании на судне должна обеспечить, чтобы:

—    члены экипажа, которым предписывается иметь дипломы (свидетельства), имели действительные дипломы (свидетельства) или действительные льготные разрешения. В случаях, определен­ных Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, дипломы должны иметь подтверждения;

—   на судне имелись лица судового экипажа с дипломами спе­циалиста по спасательным шлюпкам и плотам;

—   численный состав экипажа отвечал национальным требова­ниям страны флага судна, и на судне имелось свидетельство о мини­мально допустимой численности экипажа;

—   члены экипажа имели квалификацию, достаточную для об­служивания соответствующего оборудования, устройств, приборов и т. п., обеспечивающих безопасность и предотвращение загрязне­ния среды;

—  у соответствующих членов экипажа имелись свидетельства о повышении/дополнительной квалификации: об окончании разного рода курсов повышения квалификации, прохождении специализи­рованной подготовки на тренажерах и в учебных центрах, второй профессии и т.п., включая и медицинскую подготовку;

—   ответственные лица вахт знали основные положения между­народных и национальных документов в отношении безопасности и охраны среды;

—   выполнялись требования, касающиеся медицинского освидетельствования экипажа;

—   в составе вахты имелись лица, владеющие английским язы­ком в степени, достаточной для ведения переговоров по вопросам мореплавания и предотвращения загрязнения;

—   осуществлялся строгий контроль за посещениями судна ли­цами, не являющимися членами экипажа;

—  внешний вид и поведение членов вахт не вызывали сомнений в их способности выполнять свои обязанности;

проводились учебные сборы, тренировки, тревоги с регист­рацией необходимых данных в судовых журналах.

Эй! Моряк, почитай и это: