Как предписано МКУБ, каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать СУБ, которая включает следующие функциональные составляющие:
— политика в области безопасности и защиты окружающей среды;
— система управления документами с обеспечением их наличия и изучения на судах и в береговых подразделениях;
— инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды, соответствующие международному праву и законодательству Российской Федерации;
— установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне, и внутри их;
— процедуры передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений СУБ компании;
— процедуры подготовки к действиям в аварийных ситуациях и действий в аварийных ситуациях;
— процедуры проведения внутренних проверок и процедуры анализа управления.
При этом ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего функционирование СУБ компании, должны быть оформлены документально.
Компания должна назначить лицо или лиц на берегу, ответственность и полномочия которых включают контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также предоставление достаточных ресурсов и оказание соответствующей помощи на берегу.
Компания должна укомплектовать каждое судно квалифицированными, дипломированными и годными в медицинском отношении моряками, согласно соответствующим международным и национальным требованиям.
СУБ компании обязана включать процедуры докладов с судов о случаях несоблюдения требований, несчастных случаях и опасных ситуациях, их расследования и анализа.
СУБ компании должна предусматривать процедуры обеспечения технического обслуживания и ремонта судна в соответствии с положениями существующих норм и правил, а также проведение регулярных инспекций, передачу Администрации сообщений о любых случаях несоблюдения требований с указанием причин и принятие соответствующего корректирующего действия.
В соответствии с положениями главы IX Конвенции COJIAC-74 компания освидетельствуется Администрацией, организацией, признанной Администрацией, или правительством страны, в которой компания ведет свои дела по поручению Администрации.
Компании, выполнившей требование МКУБ в отношении конкретных типов судов, выдается Документ о соответствии на эти суда. Копия указанного Документа о соответствии должна находиться на каждом судне Компании.
МКУБ рассматривает капитана как основную фигуру в СУБ компании, определяющую эффективность системы. Капитан судна несет ответственность за осуществление СУБ компании, обеспечивая организацию и функционирование ее судовой составляющей на должном уровне качества.
Во исполнение этого требования капитан должен обеспечить:
* наличие, действительность и соответствие требованиям следующих судовых документов:
* все судовые свидетельства, включая свидетельства об изъятии, требуемых международными договорами или законодательством России,
* специальные судовые свидетельства, требуемые назначением судна (для танкеров-химовозов, газовозов и т. д.), районом плавания (при совершении разового плавания вне обычных районов эксплуатации судна), региональными соглашениями или законодательством страны порта захода,
* судовых документы, требуемые при перевозке/ креплении отдельных грузов (зерна, леса на палубе, нефтяных грузов и т.д.), одобренные Администрацией: различного рода кодексы, информации, наставления, руководства, правила и т. д.,
* свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения,
* судовые журналы,
* документы по остойчивости и непотопляемости в неповрежденном и поврежденном состоянии судна;
* наличие, рабочее состояние и хороший внешний вид следующих устройств и документов к ним:
* все судовые устройства, системы, приборы и оборудование,
* фирменные табличек завода-изготовителя и/или паспорта (сертификаты) для всех устройств, приборов и оборудования,
* надлежащая маркировка и/или сертификатов на растительных и стальных тросах, талях, цепях, талрепах, блоках и т. д., используемых в грузовом и шлюпочном устройствах и для крепления груза,
* инструкции по эксплуатации, проверкам, ремонту, уходу для всех устройств, приборов и оборудования описаний, заполнение ответственными лицами экипажа их соответствующих формуляров,
* стандартные переходные соединения трубопроводов для соединения с берегом (пожарной магистрали, магистралей сдачи различного рода загрязненных вод и пр.), приборы контроля за составом атмосферы в трюмах/танках, требуемых при перевозке определенных грузов (газоанализаторов и/или кисло- родомеров).
Все сколько-нибудь ответственные устройства и приспособления (трапы, беседки, тали, ограждения и пр.), изготовленные на судне для целей безопасности или для проведения даже временных работ и/или отремонтированные в судовых условиях фирменные устройства и приспособления должны быть отремонтированы/изготовлены самыми квалифицированными лицами судового экипажа, внешне выглядеть надежными и быть испытанными с составлением судового акта, заверенного капитаном.
СУБ компании на судне должна обеспечить, чтобы:
— члены экипажа, которым предписывается иметь дипломы (свидетельства), имели действительные дипломы (свидетельства) или действительные льготные разрешения. В случаях, определенных Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, дипломы должны иметь подтверждения;
— на судне имелись лица судового экипажа с дипломами специалиста по спасательным шлюпкам и плотам;
— численный состав экипажа отвечал национальным требованиям страны флага судна, и на судне имелось свидетельство о минимально допустимой численности экипажа;
— члены экипажа имели квалификацию, достаточную для обслуживания соответствующего оборудования, устройств, приборов и т. п., обеспечивающих безопасность и предотвращение загрязнения среды;
— у соответствующих членов экипажа имелись свидетельства о повышении/дополнительной квалификации: об окончании разного рода курсов повышения квалификации, прохождении специализированной подготовки на тренажерах и в учебных центрах, второй профессии и т.п., включая и медицинскую подготовку;
— ответственные лица вахт знали основные положения международных и национальных документов в отношении безопасности и охраны среды;
— выполнялись требования, касающиеся медицинского освидетельствования экипажа;
— в составе вахты имелись лица, владеющие английским языком в степени, достаточной для ведения переговоров по вопросам мореплавания и предотвращения загрязнения;
— осуществлялся строгий контроль за посещениями судна лицами, не являющимися членами экипажа;
— внешний вид и поведение членов вахт не вызывали сомнений в их способности выполнять свои обязанности;
проводились учебные сборы, тренировки, тревоги с регистрацией необходимых данных в судовых журналах.