Система правил, устанавливающих порядок действий судоводителей по предотвращению столкновений судов, принята на международной конференции, состоявшейся в 1972 г. в Лондоне и вступила в силу 15 июля 1977 г.
В МППСС-72 предписываются важные в правовом отношении требования о необходимости соблюдения этих правил, вместе с тем указывается, что ничто не может освободить судно, судовладельца, капитана или экипаж от ответственности за последствия, которые могут произойти из-за невыполнения этих правил.
Правила обязывают судоводителей обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и столкновения и на другие обстоятельства, в том числе ограниченные возможности других судов, которые могут вызывать необходимость отступить от этих правил для предотвращения непосредственной опасности.
Основное содержание МППСС-72:
Часть А. Общие положения (правила 1—3). Содержатся указания на территориальные пределы применения МППСС-72, возможность применения местных правил, ответственность за нарушение Правил, а также даны определения важнейших понятий и терминов.
Часть В. Правила плавания и маневрирования (правила 4—19). Изложены требования по наблюдению за обстановкой, по безопасной скорости, расхождению с парусными судами, обгону, ситуациям сближения судов, взаимным обязанностям расходящихся судов, плаванию судов при ограниченной видимости, в узкостях и системах разделения движения, указаны признаки опасности столкновения и рекомендованы действия для его предупреждения.
Часть С. Огни и знаки (правила 20—31). Оговариваются правила пользования огнями и знаками, которые должны соблюдаться от захода до восхода солнца при любой видимости. Определяются понятия топового, бортовых, кормового, буксировочного, кругового, проблескового огней. Указываются дальности их видимости, а также обязанности по несению огней и знаков судами, выполняющими разнообразные операции.
Часть D. Звуковые и световые сигналы (правила 32—37). Содержит требования к оборудованию для подачи звуковых сигналов, сигналы маневрирования и предупреждения, звуковые сигналы, подаваемые при ограниченной видимости, для привлечения внимания, сигналы бедствия.
Часть Е. Изъятия (правило 38). Оговорены максимальные сроки, в течение которых допускается переоборудование по требованиям МППСС-72 устройств для огней, знаков и звуковых сигналов на находящихся в эксплуатации судах.
Приложение I. Расположение и технические характеристики огней и знаков.
Приложение II. Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга.
Приложение III. Технические характеристики звукосигнальных устройств.
Приложение IV. Сигналы бедствия.
Правила распространяются на все суда и гидросамолеты, независимо от их флага и национальной принадлежности, находящиеся в открытом море и соединенных с ним водах, по которым могут плавать морские суда. Исключением являются внутренние воды, в том числе районы, где органами власти прибрежного государства устанавливаются особые местные правила (правило 1).
Основой местных правил обычно являются международные ППСС, которые в большинстве случаев дополняются, либо изменяются применительно к местным условиям плавания. Местные правила плавания, установленные в некоторых портах, объявляются в обязательных постановлениях администрации порта.