Ограничив сферу действия Конвенции о вмешательстве случаями загрязнения нефтью, конференция 1969 г. приняла резолюцию о международном сотрудничестве в отношении загрязняющих веществ, иных чем нефть. Юридическим комитетом ИМО был подготовлен соответствующий проект, который был принят на Международной конференции по предотвращению загрязнения моря 1973 г.
Проект получил официальное название — Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными чем нефть (далее — Протокол о вмешательстве). В основе указанного Протокола лежит следующий подход: помимо загрязнения, вызываемого веществами, содержащимися в списке, прибрежному государству предоставляется возможность принимать меры и в случае загрязнения моря иными, не включенными в список веществами. Но при этом прибрежное государство должно доказать, что такие вещества могли причинить существенный ущерб. Протокол о вмешательстве является, по существу, дополнением Конвенции о вмешательстве 1969 г. Он не содержит никаких норм, определяющих условия и порядок принятия мер к иностранному судну. Протокол просто отсылает к соответствующим положениям Конвенции. Поэтому участниками Протокола могут быть только те государства, которые стали участниками Конвенции. В соответствии с п. 2 ст. I Протокола вредные вещества разделены на 2 категории: а) вещества, перечисленные в списке, подготовка которого будет выполнена соответствующим органом, назначенным ИМО, и который будет приложен к настоящему Протоколу, и в) другие вещества, которые способны создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря. Независимо от того, есть или нет в списке вещество, прибрежное государство, принимая меры в отношении иностранного судна, должно соблюдать те же самые условия, которые предусмотрены Конвенцией о вмешательстве. В отношении тех веществ, которые не вошли в список, сторона, осуществляющая вмешательство, «должна доказать, что это вещество, насколько можно разумно предположить, представляло при обстоятельствах, существовавших в момент вмешательства, серьезную и реальную опасность, аналогичную той, которую представляет какое-либо из веществ, перечисленных в списке…» (п. 3 ст. I). Цель данного положения: в случае возникновения спора бремя доказывания необходимости принятия соответствующих мер возложить на государство, осуществлявшее вмешательство.