Оценить

В ноябре 1990 г. на Международной конференции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью и борьбе с ним была принята Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. Разработка и принятие указанной Конвенции вызваны крупнейшим разливом нефти у берегов Аляски из-за аварии танкера «Экссон Валдиз» в марте 1989 г. По существу с принятием указанной Конвенции завершился процесс формирования международно-правовой системы защиты морской среды.

Принципиальное отличие Конвенции от других договоров в области защиты морской среды: она предусматривает принятие совместных мер по ликвидации последствий инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью. Эти меры включают направление сил и средств в район инцидента, осуществление совместных операций по борьбе с загрязнением и т. п. Сфера применения Конвенции не ограничена пространственными пределами. Как и ранее упоминавшиеся договоры, ее сфера ограничена перечнем конкретных объектов. Он содержится в ст. 2 «определения». Кроме судов положения Конвенции распространяются также на морские установки, морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти. Меры по борьбе с загрязнением допустимы лишь в случаях возникновения инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью. Не были приняты предложения отдельных стран распространить сферу применения Конвенции путем включения в нее инцидентов с вредными веществами. Положения Конвенции не применяются к любому военному кораблю, военно-вспомогательным судам или другим судам, которые принадлежат государству или используются им на правительственной некоммерческой службе. Каждое государство-участник Конвенции с помощью соответствующих мер (не препятствующих эксплуатации или эксплуатационным возможностям таких судов) обеспечивает, чтобы такие суда действовали в соответствии с положениями Конвенции. В частности, это может означать выполнение отдельных обязательств. Таких как сообщение о вызывающих загрязнение нефтью инцидентах. На судах должны быть планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением (ст. 3). При посещении иностранных портов будет проверяться наличие на судне такого плана. Указанное требование о плане чрезвычайных мер было решено включить в виде поправки в Конвенцию МАРПОЛ 73/78. Таким образом, после ее вступления в силу меры по обеспечению ее выполнения будут применяться в соответствии с этой Конвенцией. В Конвенции 1990 г. есть положения о порядке сообщений о загрязнении нефтью (ст. 4): капитаны судов и другие лица, несущие ответственность за суда, плавающие под флагом государства-участника, должны незамедлительно сообщать о любом событии, связанном с судном, повлекшим или могущем повлечь сброс нефти в море. В отличие от МАРПОЛ 73/78 сообщение должно направляться ближайшему прибрежному государству. От капитанов и несущих ответственность за суда требуется незамедлительно сообщать о любом событии, повлекшем сброс нефти или наличии нефти в море. Конвенция 1990 г. предусматривает создание национальных и региональных систем обеспечения готовности и реагирования на инциденты. Эти системы предусматривают наличие компетентного национального органа. Он ответствен за обеспечение готовности на случай загрязнения нефтью, указание оперативных пунктов связи, куда будут передаваться сообщения о загрязнении нефтью и др. В Конвенции есть положения, регулирующие возмещение расходов при операциях по борьбе с загрязнением. Предусмотрено: если помощь оказана по просьбе другой стороны, то расходы, связанные с такой помощью, несет эта сторона. Суммы расходов определяются по тарифам стороны, которая предоставила помощь. Если помощь была оказана без запроса по собственной инициативе, то все расходы будет нести сторона, проявившая такую инициативу. При принятии этой Конвенции она не была подписана Советским Союзом. Однако в настоящее время этот вопрос прорабатывается и, повидимому, до конца 1991 г. она будет нами подписана. Кроме указанной Конвенции существует ряд региональных международных договоров, а также двусторонних договоров, в которых более детально регулируются все аспекты защиты от загрязнения. Следует остановиться на договорах, участником которых “является СССР, и договорах, выполнение которых возложено на компетентные советские организации и ведомства. К таким договорам относятся: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г. (Хельсинкская конвенция), Соглашение между Правительствами СССР и Финляндии о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтийского моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях 1989 г. и Соглашение между Правительствами СССР и США о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях 1989 г. (Оба Соглашения вступили в силу.) Хельсинкская конвенция имеет Приложение VI «Сотрудничество в области борьбы с загрязнением моря». В его положениях зафиксирована обязанность сторон поддерживать готовность к борьбе с разливами нефти и других вредных веществ в море. Эта готовность включает наличие соответствующего оборудования, судов, персонала, подготовленного для проведения работ в прибрежных водах и в открытом море (правило 2 Приложения VI). Государства-участники Хельсинкской конвенции (а это все прибалтийские государства) заключили соглашения о разграничении «зон ответственности» — тех участков района Балтийского моря, где они осуществляют деятельность по ликвидации загрязнения или проведению спасательных операций при значительном разливе нефти или других вредных веществ, либо в случае любых инцидентов, вызывающих или способных вызвать загрязнение в районе Балтийского моря. СССР имеет такое соглашение с Финляндией. Если другие государства ограничили зоны ответственности только экономическими зонами, то СССР и Финляндия включили в эти зоны внутренние морские воды. Приложение VI содержит также правила о порядке передачи сообщений об инцидентах, связанных с вредными веществами. От капитанов судов требуется незамедлительно сообщать о замеченных в море значительных разливах нефти или других вредных веществ. Такие сообщения, по возможности, должны иметь следующие данные: время, место, скорость и направление ветра, состояние моря, а также характер, протяженность и вероятный источник замеченного разлива. Упомянутые межправительственные соглашения более детально регулируют осуществление совместных действий по борьбе с загрязнением в чрезвычайных ситуациях. В частности, они регламентируют порядок оказания помощи в случаях аварийных разливов нефти и других вредных веществ, процедуру передачи сообщений об инцидентах, научно-техническое сотрудничество, проведение совместных учений по передаче сообщений и взаимодействию сил и средств в чрезвычайных ситуациях, возмещение расходов и т. п. Соглашения предусматривают заключение межведомственных соглашений между специализированными службами сторон в форме планов чрезвычайных мер на случай загрязнения соответственно Балтийского моря, и Берингова и Чукотского морей. В них обстоятельно изложены вопросы взаимодействия специализированных служб сторон (например, Государственной морской аварийно-спасательной специализированной службы при Министерстве морского флота СССР и Береговой охраны США). В планах подробно регламентируются: связь, включая передачу сообщений, применение средств и методов борьбы с загрязнением, включая дивергенты и иные химические вещества и т. п. Важные с практической точки зрения разделы соглашений, регулирующих сферу их действия, общие обязательства, порядок доступа в территориальные воды сторон сил и средств по борьбе с загрязнением. Кроме загрязнения нефтью и нефтепродуктами, соглашения предусматривают сотрудничество в борьбе с загрязнением и другими вредными веществами. Перечень этих веществ определяется законодательством сторон, в основном базирующемся на ранее упомянутых международных договорах. Соглашения предусматривают возможность оказания помощи при аварийном разливе за пределами зон ответственности сторон, то есть за пределами их экономических зон, территориального моря и внутренних морских вод (портов, заливов и т. п.). Если инцидент с судном одной из сторон произойдет в территориальных водах или внутренних водах третьего государства, то этому судну может быть оказана помощь в борьбе с загрязнением силами и средствами другой стороны без ущерба для законных интересов третьего государства. Чтобы незамедлительно и эффективно оказать помощь при загрязнении, в соглашения включены положения, цель которых — обеспечить быстрый доступ в территориальные воды сторон при соблюдении минимальных формальностей, включая таможенные, санитарные, пограничные и др. В случае, если помощь будет запрошена одной из сторон, то разрешение на заход в ее территориальные воды будет получено незамедлительно. Как показала практика, на это требуется не более одного часа.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий