Загрузка...

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. В октябре-ноябре 1972 г. в Лондоне на межправительственной конференции была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов (далее — Конвенция 1972 г.). Конвенция 1972 г. применяется ко всем морским пространствам за исключением внутренних вод (п. 3 ст. III).

До недавнего времени действие Конвенции было ограничено преднамеренным сбросом (захоронением) в море «отходов и других материалов с судов, самолётов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций». Не охватывалось захоронение отходов и других материалов в недрах дна. В октябре-ноябре 1990 г. на 13-м Консультативном совещании государств-участников этой Конвенции в сферу действия было включено и такое захоронение. Кроме того, в 1978 г. было решено, что сжигание отходов на специальных судах-инсинираторах также является захоронением. Но, что особенно важно для судоходства, «деятельность, связанная с обычной эксплуатацией судов, платформ или других искусственно сооруженных конструкций», не является захоронением. К захоронению не относится удаление вредных веществ — продуктов нормальной эксплуатации судов, самолетов, платформ и других конструкций (то есть эксплуатационные сбросы). Из сферы действия Конвенции исключены «суда и самолеты, которые пользуются иммунитетом в соответствии с международным правом». Это военные корабли и государственные некоммерческие суда — ледоколы, буксиры, спасатели и т. д. Однако государства-участники должны обеспечить, чтобы такие суда и самолеты действовали «в соответствии с объектом и целями настоящей Конвенции» (п. 4 ст. VII). Конвенция не преследует цели полного запрещения захоронения. Поэтому все вещества в зависимости от степени их опасности для морской среды разделены на три группы. Первая группа (так называемый «черный список») — хлор-органические соединения, ртуть, кадмий, радиоактивные отходы с высоким уровнем радиации и некоторые другие — прямо перечислена в Приложении I. Вторая группа («серый список») — это менее опасные вещества: мышьяк, свинец, медь, цинк, радиоактивные отходы с низким уровнем радиации (Приложение II). Все другие отходы, не вошедшие в первые два списка, образуют «белый список». Согласно п. I ст. VI Конвенции, ее участники должны запретить захоронения «любых отходов или других материалов в какой бы то ни было форме или состоянии, за исключением случаев, указанных ниже: а) запрещается сброс отходов или других материалов, перечисленных в Приложении I; в) для сброса отходов и других материалов, перечисленных в Приложении II, требуется предварительно специальное разрешение; с) для сброса всех других отходов или материалов требуется предварительное общее разрешение». Государства назначают соответствующий орган для регулирования связанной с захоронением деятельности. Этот орган выдает разрешение всем лицам, включая собственника отходов, судовладельца или какого-либо другого лица При выдаче разрешения на захоронение должны быть приняты во внимание все факторы. Предусмотренный Конвенцией режим запрещения или ограничения захоронений путем соблюдения определенных условий содержит ряд изъятий Прежде всего, никакие запрещения или ограничения не применяются если захоронение необходимо произвести «для обеспечения безопасности и человеческой жизни или судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций» (п. I ст. V). Такая ситуация может возникнуть в силу чрезвычайных обстоятельств из-за непогоды или любого другого происшествия, когда создается опасность для человеческой жизни, судна и т. п. И такое захоронение должно представлять собой единственное средство предотвращения указанной опасности. Кроме того, должна быть полная уверенность в том, что причиненный таким сбросом ущерб будет меньше того, который был бы нанесен, если бы сброс не производился. Данное исключение может применяться к случаям и ситуациям, когда предназначенные для захоронения отходы уже находятся на борту судна, но судно не может осуществить захоронение с соблюдением необходимых условий (например, в определенном месте) Иного рода изъятие содержится в п. 2 ст. V: «в исключительном случае когда создается неприемлемый риск для здоровья людей и нет другого осуществимого решения», государство может выдать специальное разрешение на захоронение отходов, включенных в «черный список». Права на принятие мер по обеспечению выполнения предоставляются Конвенцией 1972 г. различным государствам. Согласно п. I ст. VII «каждая Договаривающаяся сторона принимает меры, требуемые для осуществления настоящей Конвенции относительно всех: а) судов и самолетов, зарегистрированных на ее территории или под ее флагом; в) судов и самолетов, загруженных на ее территории или в территориальных водах материалами для сброса; с) судов и самолетов, а также стационарных и плавучих плат-фирм, которые находятся под ее юрисдикцией и, как предполагается, занимаются сбросом» На своей территории государства должны принимать «надлежащие меры с целью предотвращения действий в нарушение положений настоящей Конвенции и для наказания за такие действия» (п. 2 ст. VII). Это означает, что государство через свои органы осуществляет контроль за деятельностью, которая может привести к захоронению вопреки правилам Конвенции. Государство флага судна сохраняет свои традиционные права проводить расследование и наказывать за нарушения независимо от места их совершения. В то же время свободно в своих действиях, например, по задержанию судна, когда судно находится вне пределов территории прибрежного государства. Обеспечение выполнения требований конвенций государством портя (или, точнее, места погрузки) по своему характеру существенно отличается от юрисдикции государства порта, применяемой к нарушениям, связанным с эксплуатационными сбросами с судов, так как в этом случае между иностранным судном и государством порта погрузки имеется гораздо более тесная связь (т. к. судно загружается в порту отходами и ему выдается разрешение на захоронение). Здесь речь идет о нарушении в пределах территории данного государства. Государство порта может принимать надлежащие меры к судну, если нарушение совершается за пределами его территории. Например, когда судно производит захоронение в открытом море вопреки условиям, содержащимся в разрешении. Но наказать виновных, например, капитана судна, оно сможет, когда судно снова окажется в пределах его территориальной юрисдикции (в территориальном море или порту). Государства-участники Конвенции 1972 г. могут использовать только такие права в отношении иностранных судов, которые предоставлены им международным правом. Применение любых мер по обеспечению выполнения положений Конвенций со стороны государства порта погрузки к иностранному судну в открытом море было бы неправомерным. Согласно п. I «с» ст. VII прибрежные государства должны обеспечивать выполнение положений Конвенции в отношении иностранных судов, находящихся под их юрисдикцией. Чтобы исключить неоправданные меры к иностранным судам, предусматривается, что такие меры, как остановка судна, его осмотр и т. п. должны основываться на определенных доказательствах совершения нарушения.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий