Особенность положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. по сравнению с существующими (в том числе рассмотренными нами ранее) договорами в этой области заключается в их фундаментальности. Конвенция 1982 г. устанавливает основополагающие принципы защиты и сохранения морской среды, которые оказали и окажут определенное влияние на применение существующих специальных договоров и послужат основой для разработки новых, окажут влияние на национальное законодательство в этой области. Конвенция основное внимание уделяет предотвращению загрязнения моря с судов.В частности, разработке наиболее эффективных процедур контроля за обеспечением выполнения соответствующих правил (норм и стандартов), содержащихся в конкретных договорах. На государство флага судна возлагается основная ответственность за выполнение его судами общепринятых международных норм и стандартов. При нарушении судном каких-либо норм и стандартов государство флага должно безотлагательно расследовать такое нарушение. А в соответствующих случаях начать преследование (уголовное или иное) в отношении виновных независимо от места совершения нарушения. В Конвенции предусмотрено, что в отношении экономической зоны прибрежное государство может устанавливать национальные законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды с судов при условии, если они соответствуют общепринятым нормам и стандартам. Когда международные нормы и стандарты не обеспечивают над- лежащей зашиты морской среды какого-либо отдельного района экономической зоны из-за его специфических характеристик (океанологические и экологические условия, характер использования и т. п.), тогда прибрежное государство может с соблюдением ряда условий объявить такой район «особым районом». В «особом районе» могут применяться либо общие требования по предотвращению загрязнения с судов, установленные для «особых районов» (как они определены в Конвенции МАРПОЛ 73/78), либо, если такая мера окажется недостаточной, более строгие меры, относящиеся к сбросам загрязняющих веществ или практике мореплавания. Однако в любом случае прибрежное государство не может требовать от иностранных судов соблюдения в «особом районе» (равно как и в любой части экономической зоны) иных стандартов проектирования, конструкции, оборудования и комплектования экипажа, чем общепринятые нормы и стандарты. Прибрежное государство наделяется правами по обеспечению выполнения иностранными судами его национальных законов и правил — правами по расследованию нарушений и наказанию виновных в соответствии со своим законодательством. При этом объем прав этого государства зависит от местонахождения судна-нарушителя и тяжести совершенного нарушения. Так, если судно (например, советское) находится в иностранном порту, то государство порта может провести расследование предполагаемого нарушения, совершенного таким судном в экономической зоне, и возбудить преследование с целью наказания виновных. Когда же иностранное судно не заходит в порт прибрежного государства, а находится в его территориальном море или экономической зоне, прибрежное государство может запросить у него сведения о названии судна и порта его приписки, последнего и очередного порта захода и другую информацию, необходимую для установления нарушения. Если нарушение оказалось значительным (привело к «большому сбросу, вызывающему значительное загрязнение или угрозу загрязнения морской среды»), а судно-нарушитель отказывается представить требуемую информацию или представило заведомо ложную информацию, прибрежное государство может остановить такое судно и провести фактическую инспекцию для выяснения обстоятельств нарушения. Наконец, в случаях, когда имеются совершенно очевидные объективные доказательства запрещенного сброса с судна в экономической зоне, приведшего к «тяжелому ущербу или угрозе тяжелого ущерба» для прибрежного государства, оно может задержать такое судно, доставить его в порт (свой порт), расследовать нарушение и возбудить преследование в соответствии со своим законодательством. Прибрежное государство, в экономической зоне которого иностранным судном было совершено нарушение, связанное со сбросом загрязняющих веществ, может обратиться с просьбой о проведении расследования к любому государству, в порту которого находится судно-нарушитель. После получения материалов такого расследования, оно затем вправе возбудить преследование в отношении нарушения. Прибрежное государство может также устанавливать соответствующие международным нормам требования об обязанности судов сообщать ему об инцидентах в экономической зоне, которые повлекли или могут повлечь сброс загрязняющих веществ. Юрисдикция государства порта сводится к тому, что любому государству, в порт которого зашло иностранное судно, предоставляется право провести расследование предполагаемого нарушения общепринятых международных норм и стандартов, которое совершено таким судном не только в пределах юрисдикции этого государства (т. е. в территориальном море, экономической зоне, где оно действует как прибрежное государство), но и за этими пределами. При наличии достаточных доказательств — возбудить затем преследование с целью наказания виновных в соответствии со своим законодательством. Право государства порта на возбуждение преследования в отношении иностранных судов ограничено. Оно не может принимать никаких мер, если нарушение совершено в пределах юрисдикции какого-то либо другого государства. В этом случае государство порта принимает меры только по просьбе соответствующего прибрежного государства либо государства флага судна, либо другого прибрежного государства, которое пострадало или подверглось опасности в результате нарушения. Государство порта может осуществлять юрисдикцию лишь в отношении судна, которое добровольно зашло в его порт, а не было приведено в принудительном порядке. Однако преимущественное право на возбуждение преследования в отношении своих судов имеет государство флага.
Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
- Предотвращение загрязнения в результате захоронения
- Арест судна в практике разных стран