Оценить

Под общей аварией (general average) понимаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии судна, фрахта и перевозимого судном груза.Основной принцип общей аварии — пожертвование части ради спасения целого был известен еще в глубокой древности. Так, в Кодексе римского императора Юстиниана (6 век) указывалось, «если грузы выброшены за борт с целью облегчения судна, все должны участвовать в возмещении путем контрибуционного взноса того, что было пожертвовано в общих интересах».
Впервые унификация норм, регулирующих общую аварию, получила отражение в так называемых Йоркских правилах 1864 г. (по названию города, где состоялась конференция). В 1877 г. на конференции в Антверпене эти правила были переработаны и получили название Йорк-Антверпенских (YAR — York — Antwerp Rules). Это название сохранилось до сегодняшнего дня.
Впоследствии Правила еще несколько раз пересматривались. В настоящее время они применяются либо в последней редакции 1974 г., либо в редакции 1950 г. В 1990 г. Международный морской комитет принял новый текст ст. 6 Правил («Спасание») и рекомендовал ссылаться на измененные таким образом Правила, как «Йорк-Антверпенские правила 1974 г. с изменениями 1990 г.».
Каждая новая редакция Правил не отменяет предыдущей. В этой связи в договор морской перевозки могут включаться Йорк-Антверпенские правила любого года.
Своеобразие Йорк-Антверпенских правил заключается в том, что они не носят характера международной конвенции, которая бы подлежала ратификации. По существу, указанные Правила являются сводом кодифицированных обычаев. Причем применяются они по добровольному соглашению сторон.
По структуре Йорк-Антверпенские правила подразделяются на литерные (от «А» до «G») и цифровые (I — XXII). В литерных правилах содержится определение общей аварии (правило «А») и другие положения общего характера. Цифровые правила содержат положения, относящиеся к отдельным наиболее типичным случаям общей аварии, а также порядок определения размера отдельных видов общеаварийных убытков и стоимости спасенного имущества.

Убытки по общей аварии подлежат распределению между участниками морской перевозки пропорционально стоимости имущества, принадлежащего каждому из них.
В 1990 г. Международный морской комитет ИМО разработал и одобрил новую редакцию Правила VI «Спасание» Йорк-Антверпенских правил, устанавливающую, что специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю за предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде, не распределяется в порядке общей аварии.
Возникшие при перевозке убытки, которые не могут быть признаны общей аварией, называются частной аварией. Убытки, относимые к частной аварии, не распределяются между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение.
В КТМ РФ общей аварии посвящена глава XVI.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий