В большинстве случаев повреждения или поломки шатунов происходят по следующим причинам:
• Действие внешних сил, которые могут согнуть или сломать стержень шатуна;
• Повреждения подшипников шатуна;
• Ошибки при ремонте, когда использовались детали, поврежденные при предыдущей аварии;
• Ослабление затяга шатунных болтов или их обрыв.
Изгиб стержня шатуна. Как правило, этому виду повреждения сопутствует наличие следов ударов на головке поршня или на стержне шатуна.
В расматриваемом случае следов механических ударов на поршне и стержне не было. Остается предположить, что имел место гидравлический удар в цилиндре, вызываемый проникновением в цилиндр охлаждающей воды через трещины в крышке цилиндра или втулке. Были случаи, когда вода попадала через свищи , образовавшиеся вследствие коррозии охлаждаемого корпуса выхлопного клапана.Повреждение нижней головки.
Основными причинами выхода из строя подшипников, которые приводят к повреждению шатунов, относятся: Недостаточное оступление масла в подшипник – Признаки: смятые (утоненные) части вкладышей, окрашенные в черные тона. Темно-синяя окраска отверстия в шатунной головке, шатунные болты удлинились или утеряны . К другим причинам, если смазка была бы нормальной, можно отнести наличие изношенных или разбитых подшипников (стали тоньше но они не приобрели черную окраску). Произошло местное изменение цвета стержня шатуна, но темно-синяя окраска отсутствует, поверхности разъема могут быть сильно изъедены. На стержне шатуна, его головке или болтах наличие следов быстро прогрессирующего усталостного повреждения, гайки могут быть утеряны под воздействием вибраций, вызванных потерей плотности подшипникового соединения.
Состояние поверхности отверстия в шатунной головке показывает наличие динамических ударов, приводивших к расклепыванию подшипников; затылки вкладышей и плоскости разъема изъедены фреттинг- корозией. Излом шатуна показывает, что он произошел вследствие появления зазоров в подшипнике. Вкладыши подверглись сильным динамическим перегрузкам, которые и привели к быстрой поломке.
Поломкаа нижней головки шатуна.
Обрыв нижней головки шатуна произошел в районе перехода стержня в тело нижней головки. Доказательством служит наличие хрупкой структуры и глубоких борозд, идущих от края, где зародилась первоначальная трещина. Причина – дефект поковки. Правая сторона головки оторвалась позже под действием напряжений изгиба, об этом свидетельствует характер поверхности излома.