Спасательное устройство предназначено для спасения/зкипажа и пассажиров при возникновении необходимости оставить судно.
Спасательное устройство морских судов должно удовлетворять требованиям Международной конвенции
по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и Правилам по конвенционному оборудованию морских судов Регистра.Суда снабжаются спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования. Спасательная шлюпка является основным спасательным средством коллективного пользования (рис.) Наиболее распространенным ее типом является вельбот, имеющий острые образования носа и кормы и полные обводы корпуса. Такая форма шлюпки обеспечивает ей хорошие мореходные качества. Для обеспечения непотопляемости при заполнении водой спасательные шлюпки имеют внутри воздушные ящики.
Вдоль наружного борта шлюпки протянут спасательный леер с поплавками, а на скуле иногда устанавливаются кили-поручни. Леер и поручни позволяют спасающимся держаться. Для входа в шлюпку из воды она имеет посадочный трап, нижняя ступенька которого должна располагаться ниже ватерлинии. В днище шлюпки должен быть спускной клапан, который автоматически закрывается, когда шлюпка опускается в воду.
С целью лучшего обнаружения в море спасательная шлюпка снаружи окрашена в оранжевый цвет, а по
бортам и на палубе нанесены пунктирные полосы из светоотражающего материала. В ночное время на спасательной шлюпке должна гореть поисковая лампочка с дальностью видимости не менее 2 морских миль.
В носовой части шлюпки с обоих бортов нанесена маркировка с указанием названия судна латинскими
буквами, порта приписки, размеров шлюпки и допускаемого к размещению количества людей. Ниже этих надписей указан номер шлюпки.
В недавнем прошлом шлюпки снабжались веслами и парусами. Однако хождение на веслах и под
парусами требует значительных физических усилий и определенной подготовки. Поэтому более широкое распространение получили шлюпки с ручным приводом на винт. Вращение винта осуществляется качательными движениями ручных рычагов (качалок). Подобный привод не требует специальной подготовки, но значительного уменьшения физических усилий он не дает.
Все новые суда снабжаются моторными спасательными шлюпками, оборудованными двигателями внутреннего сгорания. Мощность двигателя должна быть достаточной, чтобы обеспечить шлюпке скорость не менее 6 уз, а запас топлива рассчитан на 24 ч непрерывной работы (при спокойном море). Как резервное средство, могут применяться паруса или весла.
Спасательные шлюпки могут быть полностью закрытыми или полузакрытыми.
Полузакрытые спасательные шлюпки имеют жесткую палубу только в оконечностях. Остальная поверхность защищается складывающимся двухслойным тентом, который 2 чел. могут установить за 2 мин. В тенте проделаны входы, оборудованные закрытиями, а жесткая палуба имеет иллюминаторы.
Полностью закрытые спасательные шлюпки (рис.) имеют жесткое водонепроницаемое закрытие палубы по всей длине. Доступ в шлюпку обеспечивается через люки, которые могут герметически закрываться. В закрытиях имеются иллюминаторы.
Аварии нефтеналивных судов часто связаны с образованием на воде зоны горения. Поэтому танкеры снабжаются огнезащитными спасательными шлюпками, в которых обеспечена защита людей от огня, дыма и высокой температуры. С этой целью закрытые шлюпки оборудуют системами воздухоснабжения и водяного орошения, а также термоизоляцией. Это обеспечивает надежную защиту
в зоне огня в течение не менее 10 мин. Кроме того, в подобных шлюпках люди защищены от непогоды и низкой температуры, что уменьшает вероятность гибели людей.
Спасение будет более вероятно, если шлюпки обладают способностью после опрокидывания самостоятельно возвращаться в прямое положение. Само восстанавливающиеся спасательные
шлюпки могут быть как полностью закрытыми, так и полузакрытыми. В таких шлюпках люди
пристегнуты ремнями к сиденьям и имеется система автоматического осушения.
Спасательные шлюпки изготовляют из легких сплавов или пластмасс. Они могут иметь различные
размеры и вместимость до 150 чел.
Каждая спасательная шлюпка имеет определенное снабжение: компас, весла с уключинами, плавучий
якорь, • стопорные крюки, фалини, черпак, ведро, два топора, ручной осушительный насос, огнетушитель, прожектор и т. п. Для подачи сигналов бедствия имеются парашютные ракеты, сигнальные зеркала (гелиографы) и электрические фонари. Каждая шлюпка снабжается радиолокационным отражателем, а отдельные шлюпки — радиобуями и радиотелефонной аппаратурой. Пищевой рацион — не менее 10 Мдж и по 3 л питьевой воды на 1 чел. в водонепроницаемых сосудах (банках).
Все предметы снабжения крепят на своих штатных местах. Продукты и питьевая вода хранятся в водонепроницаемых ящиках или отсеках.
Для оказания экстренной помощи людям, случайно упавшим за борт, на судах устанавливают дежурные к шлюпки, которые могут быть как жесткими, так и надувными.