Гребной винт предназначен для создания силы тяги и обеспечения поступательного движения судна. Он является и хорошим помощником рулю, особенно при маневрировании в узкостях и на швартовных операциях.
На морских судах устанавливают трех, четерёх и реже пятилопастные винты. Наибольшее распространение на судах получили четырех лопастные винты. По конструкции винты делятся на цельнолитые и со съемными лопастями. Основные характеристики винта — диаметр, шаг, скольжение, коэффициент полезного действия (к. п. д.).
Диаметр винта — это диаметр окружности, описываемый концами лопастей.
Шаг винта — путь, проходимый винтом за один оборот в твердом теле. Свой рабочий шаг с учетом
потери части упорной силы на скольжение и другие сложные явления гребной винт развивает после того, как судно начнет двигаться с нормальной скоростью при данной частоте его вращения. Так как гребной винт вращается не в твердом теле, а в воде, то он не в СОСТОЯНИИ сдвинуть судно за один оборот на полную величину своего шага по отношению к окружающей воде. Это явление объясняется скольжением лопастей о воду.
Коэффициент полезного действия гребного винта — отношение мощности, развиваемой винтом, к эффективной мощности СЭУ. Гребные винты изготавливают правого и левого вращения (шага).
Винт правого шага у судна, идущего передним ходом, вращается слева направо, т. е. по часовой стрелке, если смотреть с кормы. Винт левого шага вращается против часовой стрелки. На морском одновинтовом судне-обычно устанавливается винт правого шага, на двухвинтовом на правом борту — винт правого шага, на левом — левого шага. Гребной винт при вращении образует за кормой струю воды, закрученную в сторону вращения. Этот спиральный вихревой поток воды действует на перо руля и корпус судна, оказывая влияние на управляемость.
Сила С, которая действует на корму судна вследствие набрасывания воды на перо руля, называется
силой набрасываемой струи и зависит от работы винта и положения пера руля. Вращению винта противодействует вода. Это сопротивление воды называется силой реакции и обозначается буквой D.
Рассмотрим действие этих сил на руль и винт правого шага одновинтового судна на установившемся
переднем ходу.
Взято из книги Дидык.Усов.Титов Управление судном и его техническая эксплуатация! ))))))))))