Характеризуется наличием большого числа продольных балок, идущих по днищу, бортам и под палубой. Эти балки выполняют из профильной стали и устанавливают на расстоянии 750—900 мм друг от друга. При таком числе балок легко обеспечить общую продольную прочность судна, так как, с одной стороны, балки участвуют в общем изгибе судна, а с другой — повышают устойчивость тонких листов обшивки и настила палуб.
Поперечную прочность при такой системе набора обеспечивают широко расставленные рамные шпангоуты и часто поставленные поперечные переборки.
Рамные шпангоуты, идущие по бортам, днищу (днищевой рамный шпангоут или флор) и под палубой (рамный бимс), устанавливают через 3—4 м. Рамный шпангоут изготавливают из стального листа шириной 500—1000 мм. Одну его кромку приваривают к наружной обшивке, а по другой приваривают стальную полосу. Для прохода продольных балокв листе рамного шпангоута делают вырезы
Поперечные переборки на судах продольной системы должны устанавливаться чаще, чем при поперечной системе, так как широко расставленные рамные шпангоуты не обеспечивают достаточной поперечной прочности судна Обычно переборки устанавливают на расстоянии 10— 15 м друг от друга.
На поперечных переборках продольные балки разрезают и их концы крепят к переборкам большими кницами Иногда продольные балки пропускают через переборки, а для обеспечения непроницаемости места прохода — обваривают.
Продольная система набора применяется только в средней части длины судна, где при общем изгибе возникают наибольшие усилия. Оконечности на судах продольной системы выполняют по поперечной системе, так как здесь могут действовать дополнительные поперечные нагрузки.
Продольная система набора имеет следующие преимущества:
-более простое по сравнению с поперечной системой обеспечение общей прочности, что очень важно для крупных судов, имеющих большую длину и сравнительно малую высоту борта;
-уменьшение массы корпуса на 5—7% при одинаковой с поперечной системой прочности;
-более простая технология постройки, так как балки продольного набора в основном прямолинейной формы и не нуждаются в предварительной обработке.
Вместе с тем эта система имеет ряд недостатков:
-загромождение судовых помещений рамным набором и большим количеством книц;
-ограничение длины трюмов частой постановкой поперечных переборок, что усложняет грузовые операции.
По этим причинам продольная система набора на сухогрузных судах почти не применяется. Но ее широко’ используют на нефтеналивных судах, где эти недостатки не имеют существенного значения. Нефтеналивные суда, набранные по продольной системе, имеют в районе грузовых танков одну или две продольные переборки, которые также выполняются по продольной системе.