Суда на подводных крыльях пока только пассажирские. Особенность их заключается в том, что на ходу на крыльях весь корпус судна находится над водой, в воде только подводные крылья и винторулевая группа для управления судном. Подводные крылья стабилизируют судно, обеспечивая ему хорошую устойчивость. Непосредственное управление СПК осуществляется лично судоводителями. Управление движителями и контроль за их работой — дистанционные из рубки. Во время движения в рубке должны находиться не менее 2 чел. СПК относятся к быстроходным судам. Скорость их 60 км/ч и более. Они осуществляют плавание на всех бассейнах, но наибольшее распространение получили на Черном море между курортными городами. Плавание СПК разрешено с удалением от берега до 50 миль и силе ветра до 5 баллов. Плавание скоростных судов на крыльях осуществляется только в светлое время суток. При плавании нужно вести тщательное наблюдение за водной поверхностью впереди корпуса с тем, чтобы избежать попадания плавающих предметов под корпус и на крылья СПК. Плавающие предметы могут не только повредить подводные крылья и винторулевую группу, но и серьезно разрушить корпус, так как корпус СПК изготовлен из легкого дюралюминиевого сплава небольшой толщины (1,5—2,0 мм).
Особое внимание должно быть сосредоточено при плавании в узкости на обеспечение навигационной безопасности при поворотах на новые курсы и расхождении с судами, с земснарядами, у которых могут быть далеко выступающие трос, буйки и якоря.
Выход СПК на крылья — сложный и ответственный момент в управлении скоростным судном. Маневр выхода на крылья выполняется плавно или ступенчатым способом. При этом переходном состоянии резко возрастает нагрузка на двигатели, увеличивается осадка кормы, судно становится неустойчивым. При выходе на крылья нужно иметь много свободной поверхности воды.
Чтобы уменьшить влияние различных факторов на безопасность плавания судна в период выхода судна на подводные крылья, необходимо: отход от причала осуществлять с хорошо прогретым двигателем; выход на крылья производить на прямом курсе с положением пера руля в ДП; избегать выхода на крылья лагом к волне или при сильных ветрах с траверзных направлений.
Управляя судном в режиме «на крыльях», надлежит строго выполнять требования инструкций по эксплуатации и, в частности, учитывать, что циркуляция и инерция СПК при движении на крыльях значительно больше, чем на плаву. Поэтому только в случае крайней необходимости выполняют крутой поворот на крыльях. Если есть время и возможность, СПК предварительно должно быть переведено в водоизмещающее состояние, т. е. «на корпус», а затем выполнить крутой поворот.
Во время поворота не рекомендуется перекладка рулей более 7—10°, так как в этом случае не только снижается частота вращения движителей и теряется скорость, но СПК может резко сорваться с крыльев с нежелательным креном и принять носовой частью на корпус много воды («зарыться» в воду). В обычных условиях поворот рекомендуется осуществлять плавно. При экстренной остановке движения следует остановить движитель и только после того, как судно «ляжет» на корпус, дать задний ход.
При переключении реверсов необходимо выдерживать интервал по времени. Управление СПК в водоизмещающем положении («на корпусе » аналогично управлению судном такого же водоизмещения. При движении на корпусе СПК образуют высокую динамическую волну. Для безопасного плавания об этом должны постоянно помнить судоводители.
СПК по отношению к обычным судам имеют преимущества:
выигрыш в скорости в 2,5—3 раза при одинаковой мощности СЭУ по сравнению с судами такого же водоизмещения;
небольшую осадку при движении на подводных крыльях;
быстрое торможение с полного хода из-за перехода в водоизмещенное положение;
быстрое увеличение скорости из-за перехода из водоизмещенного положения на крылья;
относительно хорошую мореходность и управляемость;
незначительную потерю скорости на допустимом волнении;
большую автономность плавания по сравнению с пассажирскими судами такого же водоизмещения;
отсутствие образования больших волн за судном при плавании на крыльях, что особенно важно при плавании в узкости;
хорошую поворотливость и остойчивость и др.
Следует учитывать и присущие СПК недостатки: при волнении свыше установленной нормы ухудшаются ходовые качества судна, происходят колебания угла атаки крыла и изменение подъемной силы; от ударов волн возникают гидродинамические силы, которые отрицательно действуют на корпус и крылья; затрудняется выход или удержание судна в режиме «на крыльях», при плавании с большой скоростью на волнении на крыльях ухудшается устойчивость судна на курсе (увеличивается рыскливость);
разбег необходимо выполнять на прямом курсе; увеличиваются парусность и воздушное сопротивление (когда плавание осуществляется на крыльях), что при сильном ветре затрудняет управление; в режиме движения «на крыльях» СПК не имеет заднего хода, боится резкой и большой перекладки руля, в положении «на плаву» СПК для своего водоизмещения имеет большую осадку и ширину из-за крыльев. Крылья выступают за обводы корпуса; для их предохранения при швартовных операциях устроены специальные увеличенные, облегченные привальные брусья в носовой и кормовой частях судна;
СПК чувствительны к количеству принимаемых пассажиров При весе больше нормы судно может не выйти на крыльях или выходит, но с большим перегрузом двигателя; хуже бытовые условия для пассажиров и экипажа по сравнению с пассажирскими судами прибрежного плавания с такой же пассажировместимостью; большой расход топлива (высокооборотные двигатели) и малый его запас; при ухудшении видимости плавание переходит в положение «на плаву» с уменьшением скорости в
3 раза; возможность плавания только в светлое время суток. К управлению СПК допускаются лица, прошедшие проверку знаний в квалифицированных комиссиях (в службе безопасности мореплавания пароходства) и имеющие специальное медицинское заключение о годности к работе на скоростных судах К судоводителям, управляющим СПК, предъявляются более жесткие требования к знанию и выполнению инструкций и нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности плавания. Выход СПК из порта в рейс без разрешения инспекции портового. надзора категорически запрещается.
Районы плавания СПК и ведение судового журнала устанавливаются службой безопасности мореплавания по согласованию с инспекцией Регистра СССР В условиях ограниченной видимости плавание осуществляется в водоизмещающем положении Перед швартовными операциями следует убедиться в исправности дистанционного управления главными двигателями При наличии повреждений или технических неисправностей эксплуатация СПК запрещена.