Классификация судов

4.8 16 Все суда подразделяются на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота. Грузовые суда разделяются на два класса – сухогрузные и наливные. Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз – это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках и т.п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т.п.) (рис. 1.1).

Обвязка стропами

5.0 01 Тросы для усиления обвязывают стропами, складывая их вдвое, как показано на рис. 108. Строп из цепей привязывают, обносят вокруг, предмета, а затем закрепляют шлагом (рис. 109), Цепной стопор можно обнести вокруг швартовного стального троса серией шлагов, которые не должны накладываться друг на друга, так как они могут стянуться.

Короткие стропы

0.0 00 Лучшими из коротких стропов считают свитые стропы (рис. 105). Из троса нужной толщины, длина которого в три раза превышает длину окружности будущего стропа, осторожно вынимают пряди. Пряди складывают в три раза, что соответствует длине будущего стропа, а затем свивают, причем следует соблюдать то же направление свивки, которое было в тросе.

Тренцевание тросов

0.0 00 Тренцевание тросов производят наложением марлиня, шкимушгара или рыболовного линя между прядями вокруг троса. При этом трос приобретает более цилиндрическую форму. Тренцевание тросов производят для выравнивания их поверхности, чтобы предотвратить скапливание воды между прядями.

Крепление марлинем

0.0 00 Крепление марлинем применяют для более плотного прилегания пачек, пучков каболок или растительных тросов. Крепление марлинем применяют также для крепления малых парусов к гафелям, гикам, реям и т. д.

Изготовление швабр

0.0 00 Швабру изготовляют из распущенных на каболки прядей троса, длина которых вдвое больше необходимой длины швабры. Для изготовления швабр большого размера применяют каболки пеньковых тросов, для небольших швабр — каболки хлопковых или льняных тросов.

Крепление поднимаемых грузов

0.0 00 Для уменьшения длины стропа части а и b (рис. 96, а) связывают полуузлом и подтягивают к петле. Длина стропа при этом уменьшается вдвое. Если строп надо еще больше уменьшить, то делают это, как показано на рис. 96, б: строп сгибают около петли и завязывают полуузлом, При этом лишняя часть оказывается около петли.

Крепление швартовов

0.0 00 Если необходимо закрепить свободный конец на одиночном пале, причальной тумбе (пушке), лучше всего это делать, как показано на рис. 94. Свободный конец дважды обносят вокруг пала, сгибают под коренной частью троса, обносят вокруг пала в обратном направлении и еще один раз в направлении первых двух шлагов. Такое крепление никогда не затягивается.

Плетение из прядей

5.0 01 В настоящее время плетения из прядей не имеют широкого применения. Для оснащения современного торгового судна они не требуются, поэтому моряку, умеющему выполнять такие работы, редко предоставляется возможность практически использовать свои знания. Но ведь еще существуют и суда небольшого водоизмещения, в такелаж которых входят кофели и талрепы; на многих судах еще можно увидеть ведра на каболочных стропах, да и на современных океанских лайнерах используются…