Оценить

 

Ветер — горизонтальная составляющая движения воздуха от­носительно земной поверхности. Возникает вследствие появления горизонтального барического градиента. Ветер характеризуется скоростью (силой) и направлением. Скорость измеряется в м/сек, км’Ч, i’3, сила — в условных единицах — баллах. Направление измеряется в градусах круговой системы деления горизонта или румбах. Направлению ветра дают наименование (отсчет) по точке горизонта, откуда ветер дует.

Ветер возникает под действием силы барического градиента, силы трения, отклоняющей силы вращения Земли и центробежной силы. Сила трения проявляется практически только до высоты 500 м от поверхности Земли.

Если выразить скорость ветра V в м/сек и барический гра­диент G в мб на 60 мыль, то

     (32.1)

где φ — широта места.

Барический закон ветра. Если стать спиной к ветру, то в северном полушарии низкое давление находится слева, а высокое — справа от направления ветра. В южном полушарии наоборот.

Скорость ветра на корабле определяется ручным анемометром. При выключенном счетчике анемометра произвести отсчет и за­писать показания стрелок по трем циферблатам (тысячи, сотни, десятки и единицы); стать с наветренной стороны мостика, где ограждение рубки и надстройки не искажают ветра, поднять ане­мометр над головой в вертикальное положение правой рукой, а в левую взять приготовленный к действию секундомер; когда полу­шария раскрутятся, включить счетчик анемометра и одновременно пустить секундомер. По истечении 100 сек, остановить счетчик анемометра, отсчитать новое показание стрелок по всем трем ци­ферблатам анемометра. Из конечного отсчета вычесть первона­чальный и полученную разность разделить на 100 (рассчитать число делений в 1 сек); затем в поверочном свидетельстве найти соответствующую этому числу делений скорость ветра.

Направление ветра определяется на якоре или в дрейфе по направлению вымпела, флага или дыма из трубы с точностью до 5″. Ветер определяется направлением, откуда он дует, поэтому к направлению вымпела (дыма) необходимо прибавить 180″.

rcjih скорость и направление ветра определяются на ходу ко­рабли, то получаю!’ элементы кажущегося или наблюдум­ного ветра, который является суммарным вектором и с т и н н о г о ветра и «ветра», создаваемого движением корабля,— курсового ветра. Истинный ветер вычисляется при помощи ветрочета (круга СМО) или графически на маневренном планшете или миллимет­ровой бумаге. Порядок определения элементов истинного вечра с помощью ветрочета приводится на обратной стороне круга СМО. На маневренном планшет е (рис. ‘32.1, а) из центра планшета в выбранном масштабе проложить обратный вектор ско­рости корабля —  в и/сек и вектор скорости кажущегося ветра W в м/сек. Соединить конец вектора —  с концом вектора  — получим вектор истинного ветра . Величину вектора  намерить

циркулем в выбранном масштабе, направление определить по внешней шкале планшета, параллельно перенеся вектор  в центр планшета.

На миллиметровой бумаге нанести линию истин­ного меридиана (рис. 32.1, б) и от произвольной точки на этой линии в выбранном масштабе отложить обратный вектор скорости корабля —  в м/сек и вектор кажущегося ветра  в том же масштабе. Вектор будет вектором истинного ветра; направление его будет от конца вектора курсового ветра к концу вектора кажу­щегося ветра. При таких построениях получаем направление, куда дует ветер, поэтому к полученному направлению надо прибавить 180°.

Анеморумб’ометр измеряет средние значения скорости и направления истинного .ветра.

Суточный ход ветра. Скорость ветра с утра возрастает, К вечеру — ослабевает. В средних широтах это изменение поряд­ка 3—5 м/сек. Летом суточный ход скорости ветра больше, чем зимой, в ясные дни больше, чем в пасмурные. Над океаном суточный ход ветра почти незаметен.

Ввиду неоднородности нагревания различных зон земного тара существует система атмосферных течений крупного плане­тарного масштаба (общая циркуляция атмосферы).

П а с с а т ы — ветры, дующие весь год в одном направлении в зоне от экватора до 35° с. ш. и до 30° ю. ш. Устойчивы по на­правлению: в северном полушарии — северо-восточные, в южном — юго-восточные. Скорость-до 6 м/сек. Вертикальная мощность в среднем до 4 км от уровня моря.

Муссоны — ветры умеренных широт, летом дующие с океана на материк, зимой — с материка на океан. Достигают скорости 20 м/сек. Муссоны приносят на побережье зимой сухую ясную и холодную погоду, летом — пасмурную, с дождями и туманами.

Бризы возникают вследствие неравномерного нагрева воды и суши в течение суток. В 9—10 ч возникает ветер с моря на сушу (морской бриз). Ноч1,;о с охлажденного побережья (высокое давление) — на море (береговой бриз). Скорость ветра при мор­ских бризах до 10 м/сек, при береговых — до 5 м/сек. Бризы наблюдаются на берегах Балтийского, Черного, Азовского, Каспий­ского и других морей. По мере удаления в море сила (скорость) бриза заметно ослабевает, но при благоприятных условиях он может наблюдаться до 100 миль от берега.

Местные ветры возникают в отдельных районах вследствие особенностей рельефа и резко отличаются от общего воздуш­ного потока: возникают в результате неравномерного прогрева (охлаждения) подстилающей поверхности. Подробные сведения о местных ветрах даются в лоциях и гидрометеорологических опи­саниях.

Бора — сильный и порывистый ветер, направленный вниз по горному склону. Приносит значительное похолодание. Наблюдается в местностях, где невысокий горный хребет граничит с морем, в периоды, когда над сушей увеличивается атмосферное давление и понижается температура по сравнению с давлением и температу­рой над морем. В районе Новороссийской бухты бора (новорос­сийский норд-ост) действует в ноябре — марте — в среднем около 50 дней в году — со средними скоростями ветра около 20 м/сек (отдельные порывы могут быть 50—60 м/сек). Продолжительность действия от одних до трех суток. Признаком появления боры в этом районе является облако, спускающееся с Мархотского пере­вала. Аналогичные ветры отмечаются на Новой Земле («горная» или «веток»), на средиземноморском побережье Франции («ми­страль») и у северных берегов Адриатического моря.

Сирокко — горячий и влажный ветер центральной части Средиземного моря; сопровождается облачностью и осадками.

Бакинский норд — сильный холодный и сухой северный ветер, достигающий скорости до 20, а иногда 40 м/сек. Наблю­дается в районе Баку и летом, и зимой.

Н о р д е р — северный или северо-западный ветер, дующий в Мексиканском заливе.

Байамос — сильиы’й шквальный ветер с дождем н грозой у южного побережья Кубы.

Смерчи — вихри над морем диаметром до нескольких десят­ков метров, состоящие из водяных брызг. Существуют до четверти суток и движутся со скоростью до 30 уз. Скорость ветра внутри смерча может доходить до 100 м/сек. Возникают чаще всего в низ­ких широтах; л умеренных широтах могут возникать летом.

Баллистический (приведенный) ветер — вычис­ленный ветер, который предполагается постоянным по скорости и направлению в пределах заданной толщи атмосферы и по своему действию эквивалентен суммарному действию на снаряд (ракету) всех действительных ветров в этой толще.

Вычисление   баллистического   ветра:

— по шаропилотным наблюдениям определить действительный ветер на разных высотах:

Скорость и направление ветра в различных слоях вычисляются при помощи аэрометеорологического планшета (АМП) или как его называют, круга Молчанова. Порядок работы на этом план­шете всегда к нему прилагается.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий