В южной части пролива Зунд глубины преимущественно 8-16 м, а в северной части 15-30 м. Наименьшие глубины, лимитирующие проход проливом Зунд при среднем уровне воды, находятся в его южной части: на фарватере прохода Дрогден 7,7 м и на фарватере прохода Флинтреннан 7,2 м.
На фарватере пролива Большой Бельт глубины около 25 м.
В южной части пролива Малый Бельт преобладают глубины около 25 м, в средней части 15-18 м, а в северной 16-18м.
В южной части пролива Каттегат глубины колеблются от 11-18 м на западе до 40 м на востоке, а в северной части – от 30 м до 50 м.
В датских водах постоянно производится дноуглубительные работы.
В районе Балтийских проливов дно неровное, имеются многочисленные каменистые банки; грунт разнородный, но якоря держит хорошо.
Лоцманская служба и правила плавания.
Лоцманская проводка при транзитном плавании Балтийскими проливами необязательна, но, тем не менее, капитанам, редко плавающим в Балтийских проливах, рекомендуется брать государственных лоцманов Дании или Швеции, которых можно вызвать с лоцманских станций.
В проливах Каттегат и Большой Бельт имеются следующие лоцманские станции:
1) порт Скаген, телеграфный адрес Skawpilot, место приема лоцмана находится у мыса Скаген;
2) порт Грено, телеграфный адрес Grenaa Pilot, место приема лоцмана находится у светящего буя № 4;
3) гавань Сподсбьерг (лоцманская станция Большой Бельт), телеграфный адрес Beltpilot Rudkobing, лоцман встречает суда, следующие по глубоководному пути Т, в 10 милях к S от гавани Сподсбьерг, а суда, следующие по пути Н – в 8,8 мили к S от гавани Сподсбьерг.
В проливе Зунд находится лоцманская станция Зунд, расположенная в порту Копенгаген. Лоцмана этой станции осуществляют проводку судов по проливам Зунд и Большой Бельт, во все порты и гавани этих проливов, а также проводят суда транзитом в Балтийское море из пролива Каттегат и обратно. Лоцманская станция оборудована УКВ радиостанцией и располагает лоцманскими судами, которые несут круглосуточное дежурство в гавани Драгёр, портах Хельсингёр и Копенгаген.
Места приема лоцманов, осуществляющих проводку судов в проливе Зунд, находится:
1) при входе в систему разделения движения с севера в западной полосе движения севернее мели Лаппегрунн;
2) в районе светящего буя (55О44,4/ N, 12О41,1/ E);
3) южнее маяка Дрогден.
В территориальных водах Дании лоцманская проводка обязательна для буксируемых судов при плавании по фарватерам, ведущим в порты, гавани и к лоцманским станциям. Нарушение этого правила влечёт за собой денежный штраф или арест.
Согласно рекомендациям Международной морской организации (ИМО), перевозящим нефть танкерам с осадкой 7 м и более, а также всем танкерам, перевозящим химикаты, и всем судам, перевозящим газы, независимо от их размера, при плавании проливом Зунд, ограниченном с севера линией, соединяющей маяк Свибодан (56О09/ N, 12О33/ E) с гаванью Хорнберг (56О06/ N, 12О28/ E), а с юга линией, соединяющей гавань Сканёр (55О25/ N, 12О50/ E) с мысом Афлансхаге (55О33/ N, 12О36/ E), необходимо пользоваться услугами швецких или датских лоцманов.
Подготовка судна к плаванию Балтийскими проливами.
При подходе к проливам необходимо выполнить все мероприятия по подготовке к плаванию в узкостях в соответствии с положениями главы 5 НШС-82.
О выполнении мероприятий по подготовке судна для плавания в проливах надлежит сделать запись в судовом журнале.
При плавании в системах разделения движения судов надлежит строго выполнять правило 10 МППСС-72.
Плавание в проливах Малый Бельт, Большой Бельт и Каттегат.
Фарватеры пролива Малый Бельт узкие и извилистые, по ним могут проходить большие суда. Железнодорожный мост, соединяющий остров Фюн с полуостровом Ютландия в самой узкой части пролива, ограничивает высоту мачт судов до 33 м. Проливом Малый Бельт для транзитного плавания из Балтийского моря в Северное и обратно пользуются редко.
Лучшим путём для прохода больших судов из Балтийского моря в Северное и обратно является пролив Большой Бельт, по которому проходит глубоководный путь Т. Этот путь протяжённостью 300,5 мили ведёт от светящих буёв DW 80 и DW 79 через пролив Большой Бельт до светящего буя № 1 у мыса Скаген. На отдельных участках этого пути глубина достигает 19 м.
Плавание рекомендованными путями B, C, E и F из-за ненадёжности положения плавучих предостерегательных знаков, особенно в осенне-зимний период, ограниченной видимости и сложности определения места судна с помощью РЛС по низменному берегу полуострова Ютландия, а также из-за наличия банок в непосредственной близости от путей опасно для больших судов. При вынужденном плавании этими путями, например, из-за ледовой обстановки, надлежит быть особенно внимательным.
Плавание в проливе Зунд.
Путь, пролегающий по проливу Зунд и связывающий Балтийское и Северное моря, приблизительно на 120 миль короче пути, ведущего по проливу Большой Бельт. Однако глубины в проходах Дрогден и Флинтреннан, составляющие соответственно 7,7 м и 7,2 м, ограничивают допустимую осадку судов.
Якорные места.
В случае необходимости стать на якорь в проливе Зунд или на подходах к нему можно использовать якорные места, которые расположены:
1) в 2 милях к SSW от маяка Дрогден. Надо учитывать, что в этом районе находятся затонувшие суда, показанные на картах;
2) к W от светящего буя (55О44,4/ N, 12О41,1/ E), глубины здесь 14-15 м;
3) к S от острова Вен; глубины здесь 13-14 м;
4) к NE от острова Вен вблизи шведского берега; глубины здесь 15-16 м;
5) к S от рейда Хельсингёр в 1,8 мили к E от кирки в селении Хумлебек (55О58,5/ N, 12О32,5/ E);
6) к S от маяка Куллен на границе зелёного сектора его огня в 1,2 мили от берега; глубины здесь 23-24 м.
В случае крайней необходимости стать на якорь в системе разделения движения Зунд в проходе между портами Хельсингёр и Хельсингборг следует учитывать, что в северной части этой системы между шведским и датским берегами проложено большое количество кабелей, положение которых показывают специальные створы светящих знаков. Постановка на якорь в районе прокладки кабелей запрещена.