Рассмотрим влияние работы винта на поворотливость судна на разных этапах работы двигателя.
Начало работы. Сила набрасываемой струи С, образованная кругообразным потоком воды, будет очень
мала или равна нулю. Сила попутного следа b равна нулю, так как судно еще не получит движение вперед.
Обе силы Си 6, отклоняющие корму влево на переднем ходу, в первый момент или равны нулю, или имеют
малую величину.
С началом вращения винта его лопасти встретят сопротивление воды и появится сила реакции D, причем в первый момент она будет иметь наибольшее значение. Поэтому при даче переднего хода у одновинтового судна с винтом правого шага корма резко уклоняется вправо, а нос — влево. С увеличением мощности кругообразного потока воды вокруг винта увеличивается сила набрасываемой
струи; сопротивление воды, движущейся в этом потоке в одном направлении с лопастями винта,
уменьшается, вследствие чего значение силы реакции D также уменьшается. С началом движения судна вперед появляется сила попутного следа D, которая постепенно становится больше вследствие увеличения скорости движения судна.
На заднем ходу. Винт правого шага вращается против часовой стрелки и отбрасывает воду под корму судна. Лопасть I (рис.а), находясь в верхнем положении и вращаясь влево, бросает воду вниз с силой С1. На боковое отклонение кормы судна эта сила влияния не оказывает. Лопасть II гонит воду вправо. Вода из-под этой лопасти ударяется в левый борт кормового подзора с силой С2 и стремится уклонить корму судна вправо, но эта сила прилагается к борту близко от киля и под острым углом, поэтому большая часть воды проходит под килем и на корму оказывает незначительное влияние. Лопасть III поднимает воду вверх с силой Сз. Эта сила, как и сила С1, не влияет на отклонение кормы судна. Лопасть IV гонит воду справа налево с силой C4. Корма судна в верхней части имеет полные обводы. Вода из-под лопасти ударяется в корму под прямым углом, стремясь уклонить корму влево.
Сопротивление (реакция) воды на работу винта на заднем ходу (рис. б). Лопасть I, вращаясь влево, встречает сопротивление воды силой D I, которая направлена вправо. А это значит, что сила D1 стремится отклонить корму вправо. Лопасть II, поворачиваясь вниз, встречает сопротивление воды силой D2, которая стремится приподнять корму вверх, не оказывая влияния на отклонение кормы в сторону. Лопасть III, вращаясь вправо, испытывает сопротивление воды силой Dз, которая направлена влево. Эта сила отклоняет корму влево. Лопасть IV поднимается вверх. Сила реакции D4 направлена вниз и так же, как сила D2 на боковое отклонение кормы влияния не оказывает. Сила D3 больше силы D1, так как она действует в более плотной воде, поэтому корма судна будет уклоняться влево, а нос — вправо.
Из анализа видно, что обе рассмотренные силы С и D отклоняют корму влево. Следовательно, на установившемся заднем ходу у судна, имеющего винт правого шага, корма будет уклоняться влево, а нос — вправо.