Rate this post

Создание  регулярного  российского  военно-морского флота Петром I, борьба за выход России к Черному морю

Из заметных событий российского судостроения допетровского периода следует выделить создание флотилии судов (яхта и два шнека) во главе с двухпалубным кораблем “Орел”, предназначенной для охраны торгового судоходства с Персией на Каспийском море. В 1667 году в селе Дединово на реке Оке, недалеко от Коломны был заложен этот первый русский парусный военный корабль. Строительство “Орла” было закончено в 1669 году. Он был морским 22-пушечным двухпалубным трехмачтовым кораблем длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м (рис. 10.1). Как использовалась эта построенная флотилия, не известно, но имеются сведения, что в 1670 году “Орел” был захвачен в Астрахани Степаном Разиным и сожжен.

На шпиле Санкт-Петербургского Адмиралтейства установлен золоченый силуэт именно этого корабля. конце XVII века Россия начинает борьбу с Турцией за выход к Черному морю. Петр I предпринимает ряд южных походов с переменным успехом. Для достижения победы необходим
сильный флот, которым отрезанная от Балтийского и Черного морей страна не обладала. Начиная с этого момента, следуют события, которые почти через столетие приведут к созданию центра судостроения на юге Украины, сначала в Херсоне, а затем в Николаеве. Вот некоторые из этих событий.

В 1695 году Петр I начал первый сухопутный поход на сильно укрепленную турецкую крепость Азов в устье Дона. В это же время граф Шереметьев с гетманом Мазепой вели боевые действия на Днепре. Этот поход Петра I закончился неудачно. Шереметьев и Мазепа действовали более успешно и захватили турецкую крепость Кызыкермень. Стало ясно, что без флота победить турок не удастся.

В зиму 1695-?1696 годов был выстроен в Воронеже галерный флот, который использовался весной 1696 года во втором походе Петра I на Азов. В нем участвовали украинские казаки под предводительством
наказного гетмана Якова Лизогуба, которого во главе 15000 казаков послал гетман Мазепа. Мазепа и Шереметьев на юге Украины продолжали военные действия против турок и татар.

В 1696 году русский флот в составе двух 36-пушечных кораблей и 22 галер блокировали крепость с моря и Азов был взят (рис. 10.2). В октябре 1696 года боярская дума приняла постановление по двум статьям: заселение Азова, взятого Петром I, и постройка флота. По первой статье решили 3000 пехотинцев с семьями направить в Азов (установив им жалование 5 рублей в год, не считая хлебного довольствия в виде ржаной муки и овса). По второй статье принято историческое решение ? “морским судам быть”.

В развитие этого решения установили построить корабли по такой разнарядке: светские владельцы (больше 100 крестьянских дворов) ? 1 корабль с 10000 дворов, духовные ? 1 корабль с 8000 дворов.

Владельцы менее 100 крестьянских дворов платили полтину на корабль. Купцам и торговым людям предстояло суда строить.

Были организованы строительные объединения по каждому судну ? “кумпанства”: 18 светских кумпанств; 17 от духовных землевладельцев; 12 от купцов и 2 от торговцев; 3 от семейства Строгановых. Всего ? 52 корабля. Пригласили иностранных мастеров: 13 из Венеции, 27 из Голлан-
дии, 19 из Швеции и Дании, а также из Англии.

Было построено:
20 баркалонов (парусно-гребные суда постройки итальянских мастеров длиной 36,5 м, шириной 9,2 м, осадкой 2,5 м; вооружение ? 26?…44 пушки;

14 барбарских кораблей (вооружение ? 36?-44 пушки, три мачты ?одна с косым парусом; размеры чуть больше, чем у баркалона);

шесть бомбардирских, или ших-бомбард (2-, 3-мачтовые корабли, предназначенные для действий против береговых крепостей, вооружены двумя мортирами и пушками);

12 галер. Когда же этот разнокалиберный флот был построен, Петр I писал Ф.М. Апраксину: “Все сии кумпанские суда имеют зело странную пропорцию …”

В период 1697-?1702 годов для строительства кораблей привлекалось около 102 тыс. человек (солдат, крестьян). Жили под открытым небом, в землянках, без семей.

Для Азовского флота до 1710 года были построены 195 военных кораблей и судов, а также свыше 3200 стругов и малых судов. Появление большого флота на Азовском море повлияло на заключение мира
с Турцией после войны 1710 года, которая для Росии закончилась неудачно: Азов возвращался туркам, а крепости в Таганроге и Приазовье были срыты.

В течение всего периода строительства Азовского флота (рис. 10.3) при Петре I на юге было построено около 260 судов: 71 корабль (однои двухпалубные), 40 галер, 60 бригантин, восемь шняв и ряд других
судов. Из них в Воронеже ? 36 кораблей, в Таврове ? 12, в селе Ступино ? 10. Суда других типов строились в Брянске, селениях Чижовка, Павловске и др.

Деятельность Петра I имеет принципиальное значение для истории судостроения России, с которым тесно связана и история судостроения Украины.

До начала войн Петра I за выход к побережьям Черного и Балтийского морей Россия располагала единственным морским портом ? Архангельском. Через него в Англию, Голландию и другие западноевроепейские страны вывозились традиционные российские товары экспорта ? лес, зерно, меха, кожи, пенька, смола, воск, икра. В Россию ввозились заграничные вина, пряности, табак, дорогие ткани, оружие и др.

Расширение внутреннего и внешнего товарооборота русского государства на основе общего промышленного подъема так или иначе способствовало развитию водного транспорта. На важнейших транспортных путях, в пунктах перегрузки с морских иностранных судов возникли центры судостроительной промышленности ? в районах Вологды, Шуи, Архангельска, Холмогор, Соловецкого монастыря, Великого Устюга; в Волжско-Каспийском бассейне: в Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани. Однако основной продукцией судостроительных верфей этих городов были местные типы речных и на севере морских относительно небольших судов. Петр I, начав Азовские походы, решил использовать зарубежный опыт, пригласив свыше 50 иностранных мастеров. Было построено, как уже отмечалось, немало морских кораблей разных типов, но в целом этот опыт, хотя и имел положительное значение, показал, что постигать судостроительную науку надо серьезно, систематически и настойчиво, ориентируясь не только на иностранных мастеров, но и на создание собственных судостроительных кадров. Поэтому в марте 1697 года Петр I снарядил “великое посольство”, одной из задач которого было изучить и освоить методы кораблестроения передовых западноевропейских стран. В течение полутора лет посольство, в котором инкогнито был сам царь, посетило Голландию, Англию, а затем (часть его участников) ? Венецию. На ведущих судостроительных верфях в Саардаме, где располагалось до полусотни лучших голландских верфей, в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании, на корабельной верфи близ Лондона в Детфорде сам Петр работал плотником, чертежником ? переносил на плаз корабельные чертежи и т. п. В связи со стрелецким бунтом в Москве он спешно вернулся в Россию, отказавшись от планировавшейся поездки в Венецию. Именно после этой заграничной поездки на базе голландских и английских терминов Петром I были заложены основы отечественной судостроительной терминологии, существующей до настоящего времени (например, ахтерштевень, форштевень, шпангоут, киль, кильсон, пиллерс, камбуз, карлингс, спардек, шкафут, гальюн, компас и др.). Построенные “кумпанствами” корабли были конструктивно несовершенными, разнокалиберными, поэтому в дальнейшем Петр решил сосредоточить все судостроение в государственных руках, строжайше запретив отступать от разработанной под его руководством таблицы (штаты) основных размерений кораблей “добрых пропорций” ? этой основы широко применяемой сегодня в судостроении стандартизации. В ноябре 1698 года на Воронежской адмиралтейской верфи Петр заложил первый “государев” корабль ? 58-пушечный “Гото Предестинация” длиной 40, шириной 9,8 м, с экипажем ? 253 человека (рис. 10.4). Это название на русском языке означает “Божье предвидение” и имело тот символический смысл, что выход России к морю предвидел сам Всевышний. Корабль был построен без помощи иностранных мастеров (помощниками Петра были Федосей Скляев и Лукьян Верещагин, обучавшиеся ранее в Голландии и Венеции) и получил хорошую оценку не только русских деятелей флота, но и иностранных дипломатов и кораблестроителей (в частности, голландского учителя Петра I кораблестроительного мастера Герита Класа). В 1702 году корабль был переведен в Азов. Ввиду бездеятельности Азовской флотилии в те годы в сражениях не участвовал и в 1711 году при сдаче Азова был продан Турции.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий