Наиболее распространенными судами того времени были лодья, насад, корабль. Об этом можно судить по сведениям, дошедшим в старинных летописях. Так, в “Повести временных лет” лодья упоминается 20 раз, насад ? 10, корабль ? 13. (Аскольд и Дир на 200 кораблях в 866 г. ходили на Царьград). При князе Игоре (IX в.) русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому морям, перетаскивали суда волоком из Дона в Волгу. “Русская Правда” устанавливала штраф за воровство судов: за лодью (“лодь” ? челн) ? 60 кун) (в гривне 50 кун), за морскую лодью ?3 гривны, за набойную ? 2 гривны, за струг ? 1 гривна, за челн ? 8 кун ?и вернуть судно. Император Византии Константин Багрянородный, современник князя Игоря (X в.) в своем труде “Об управлении империей” описывает технологию постройки судов. Челны (моноксилы). Длина лодьи достигала 20 м. Для лодьи за основу брали осиновый, ивовый, липовый, сосновый или дубовый ствол. Часто использовали дуб. Он растет до 500 лет, достигает высоты 40 м и 9 м в обхвате, поэтому из него удобно было делать корпус лодьи. Его вырубали из ствола, который нужно было расколоть клиньями на две половины. Если не удавалось расколоть, то обтесывали 2/5 древесины. Далее выдалбливали и выжигали выемку (трюм), после чего за готовку обрабатывали снаружи, заостряли нос, закругляли корму. Получали однодревку (моноксил). Обработанные однодревки сплавляли в Киев, где их продавали. Покупатели сами достраивали и снабжали лодьи. Такой челн, однако, не обладал необходимой мореходностью. Более мореходными были набойные лодьи. Набойная лодья. Длина больше 30 м, вместимость до 40 человек. Заготовку с выемкой (“колода”, “труба”) погружали в воду или наполняли водой, вымачивали в течение недели, затем держали колоду над огнем, дерево распаривалось; посредством распорок и клиньев разводили; сушили и наращивали борта (рис. 5.1). Внутри лодьи устанавливали и крепили несколько основных и облегченных шпангоутов (опруг), концы которых возвышались над бортами выдолбленной части колоды. Опруги крепились к днищу и бортам деревянными колышками или пришивались вицею (особо обработанные еловые корни) ? получалась набойная лодья. Доски крепили внакрой к опругам, а между собой ? вицей. Применялись кованые гвозди и скобы. Гладкие борта делали, крепя доски “вгладь”, насаживая на деревянные шипы, ? получали “насад”. Другой способ: не срубая дерева, делали продольную трещину и расширяли ее с помощью клиньев из года в год ? так в течение 2?5 лет. Палубная лодья (рис. 5.2). В середине XII века в истории судостроения Киевской Руси произошло примечательное событие. В 1151 году Ростовско-Суздальский князь Юрий Долгорукий привел свою дружину к берегам Днепра и начал борьбу за Киев. Во время сражения Киевский князь Изяслав Мстиславович ввел в бой невиданные суда: “?исхитрил Изяслав лодьи дивно: беша бо в них гребцы невидимо, токмо весла видити … ”
Это было судно, покрытое сплошной палубой, гребцы защищены от стрел, видны лишь движения весел. На палубе располагались воины, одетые в доспехи. На судне было два рулевых весла ? в носу и корме, которые позволяли одновременно менять направление движения судна без поворотов.
До этого на Руси палубных судов не строили, а грузы защищали временной крышей, сплетенной из луба (внутренней части липовой коры). Может быть, поэтому горизонтальное перекрытие лодьи меж-
ду бортами получило название “под лубом” ? палуба. Более поздние палубные лодьи имели размерения: длину 25 м, ширину 7,5 м, грузоподъемность до 200 т, у них было 2?3 мачты для парусов общей площа-
дью около 500 м2. Среди грузовых были суда типа учан. По переписи 1229 года по налогообложению они приравнивались к челну. Строились они из досок и были несколько больше челна. Получили распространение в XIII??XV веках в Новгороде (рис. 5.3). При строительстве использовали следующие инструменты: топор, тесло (которым выдалбливали корыта и изготавливали деревянную посуду), скобель (которым счищали кору с бревен), рубанок, долото, бурав, жигало. Пила использовалась в виде малой ручной ножовки (рис. 5.4).