В VIII веке морскими народами Северной Европы были созданы
суда, ставшие прототипами для судостроения последующих эпох в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Слабое плодородие и низкая производительность земледелия
Скандинавского полуострова породили морскую колонизацию и военную экспансию северных народов, что обусловило появление новой судостроительной культуры. Начало грабительских походов викингов датируется концом VIII века, когда норманны (викинги) из Норвегии и Дании направи-
лись к Англии и Франции. В IX веке они достигли Италии, а одна из экспедиций в 62 судна добралась даже до Византии. Они активно исследовали Северную Атлантику. На несколько веков раньше Колумба норманны высадились на побережье Америки, правда, в северной ее части. В начале XI века под предводительством Лейва Эриксона они на своих характерных судах достигают полуострова Лабрадор. В 1898 году 12 норвежцев во главе с капитаном Андерсоном построили копию дракара (“судно из Гокстада”, XI в.) и успешно пересекли Северную Атлантику, развивая скорость 9?10 узлов. Гокстедское судно было поднято со дна Санде-фьорда и ныне выставлено во дворе университета в Осло. Длина этого судна 23,4 м, ширина около 5 м, высота борта над верхней кромкой киля 1,7 м, осадка (по нижнюю кромку киля) ? 0,92 м. Материал ? дубовые доски по 17 с каждого борта. К шпангоутам доски крепились частично пришнуровыванием, частично ? при помощи деревянных гвоздей, железных заклепок было мало. 32 весла из сосны длиной 5,5 м пропускались в специальные отверстия, проделанные в третьей доске обшивки сверху. Эти отверстия при движении под парусом задраивались. Площадь паруса около
70 м2. Это судно относится к дракарам. Дракары ? военные корабли викингов (рис. 4.3, 4.4). Это ? парусно гребные суда длиной до 40 м, шириной до 6 м, осадкой около 1,5 м, количество весел ? до 34 пар; беспалубные с высокими вертикальными штевнями, корпус из досок внакрой, мачта с четырехугольным парусом, по бортам устанавливались щиты для защиты гребцов. Суда могли менять направление движения, так как обводы носа и кормы были одинаковыми. Фоштевни имели изящную форму в виде голов драконов или змей, вырезанных из дерева или кованых из бронзы. Мачты покрывались резьбой и позолотой. Каждая доска корпуса окрашивалась в свой цвет, паруса ? пурпурные или полосатые. Судостроительные материалы: дуб, липа, ясень, ель. Конопатили суда тканью, пропитанной березовой смолой, или смоленым шерстяным жгутом. Одними из первых викинги стали соединять обшивку с помощью железных заклепок, применили железные якорные цепи и железные якоря с деревянными штоками, якоря-кошки. Эволюция кораблестроительного мастерства викингов в общих чертах известна достаточно подробно благодаря ряду археологических находок их судов. В прошлом веке в районе озера Нидам (Дания) были найдены останки трех судов. Одно из них, построенное во второй половине IV века, ныне известно как “судно из Нидама”. Доски обшивки, поставленные внакрой, крепились друг к другу с помощью металлических заклепок (такой вид обшивки называется клинкер), в то время как шпангоуты и наружная обшивка соединялись с помощью канатов. Для этого в выступах досок обшивки делались специальные отверстия. Позже кораблестрои-
тели викингов отказались от канатного крепления шпангоутов и перешли на полностью металлическое заклепочное (“судно из Гокстада”, XI в. ? рис. 4.5). Кнорр (кнарр) ? мореходное торговое судно викингов длиной до 15 м, шириной до 5 м, осадкой до 2 м (рис. 4.6). Кнорр имел палубу, в которой был квадратный вырез люка трюма. Руль помещался в ДП за кормой. Шнеккер ? (от нормандского слова змея). Главные размерения: длина 20?24 м, ширина 4,2?5,1 м, осадка 0,5 м, водоизмещение 10? …20 т, экипаж 40?70 человек (рис. 4.7). Шпангоуты имели сильный развал (до 25?30°), на носу и в корме башни по типу крепостных ? кастли (фор- и ахтеркастль). На кнорре и шнеккере впервые стали применять рифштерты ? канаты (по-морскому ? концы), закрепленные на парусе, с помощью которых при необходимости уменьшалась площадь паруса.В середине XI века потомки викингов из Нормандии (область во Франции, заселенная викингами ранее) переправились в Англию и в битве при Гастингсе (1066 г.) разбили войска английского короля. Эта переправа представляла собой грандиозное предприятие, так как военная эскадра Вильгельма Завоевателя состояла из 3 тыс. судов с 30 тыс. воинов и 2 тыс. лошадей.