Учитывая, что для разработки и принятия технологии контроля судов на международном уровне потребуется продолжительное время, а обстановка к этому не располагает, было решено использовать путь региональных соглашений.
В 1982 г. в Париже пятнадцатью европейскими морскими странами был подписан документ, в котором констатировалось, что:
«…главная ответственность за действенное внедрение стандартов, содержащихся в международных инструментах, ложится на власти государств, чей флаг носит судно, тем не менее, со стороны государств порта требуются активные действия по предотвращению эксплуатации подстандартных судов…»
Поэтому подписавшие согласились, что:
«…каждая власть будет поддерживать эффективную систему портового контроля для того, чтобы иностранные торговые суда, посещающие порты государства, без какой-либо дискриминации флага, под которым они плавают, удовлетворяли требованиям, содержащимся в международных инструментах…»
Этот документ, имея официальное наименование «Меморандум о взаимопонимании по контролю судов государствами порта», в морских кругах получил обиходное название «Парижский меморандум».
Остальные страны не сразу оценили важность нововведения. Существовали и противники инспекций. Однако, когда стало известно, что в результате проверок выявляются факты вопиющих нарушений и неисполнения основополагающих требований и что такие факты имеют место на судах, загруженных огромными количествами нефти, вредных и опасных грузов и представляющих прямую угрозу для прибрежных районов, где они плавают, стало приходить понимание необходимости контроля судов и применения к ним санкций до устранения несоответствий. Число инспектируемых в европейских портах судов стало возрастать. Некоторые судовладельцы, опасаясь контроля, стали переводить суда в другие регионы. Через некоторое время (уже к началу 1990-х годов) статистика выявила устойчивые тенденции снижения аварийности флота и разливов нефти; это достаточно правомерно было связано и с результатами инспекций.
В 1992 году аналогичное региональное соглашение было достигнуто в Латиноамериканском регионе, а в декабре 1993 года – между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2000 году региональные соглашения подписаны странами Южно-Африканского региона, странами Черного моря и Средиземноморского региона.
Контроль за иностранными судами в портах США осуществляется в соответствии с Законом 1978 года «О безопасности портов и танкеров». Закон допускает отступление от общепринятых международных норм контроля за иностранными судами в своих территориальных водах и портах. Он намного превышает требования действующих международных норм.
Закон 1978 года требует от иностранных судов предварительного уведомления о своем прибытии в порты США. Он запрещает иностранным судам производить грузовые операции в портах США, если они не отвечают правилам, изданным в соответствии с указанным законом, не укомплектованы экипажами в соответствии с требованиями США: если уровень квалификации лиц командного состава этих судов ниже соответствующего уровня, установленного в США или международного уровня.
Закон запрещает иностранным судам производить грузовые операции, если они не имеют «Свидетельства о соответствии», выдаваемого Управлением береговой охраны Министерства транспорта США и удостоверяющего их соответствие национальным правилам США.
Любому иностранному судну, которое не соответствует положениям закона США или изданным на его основании правилам может быть запрещен заход в американские порты – типовой акт проверки судов в США.