1. Общее замечание
При проверке эксплуатационных требований во время проведения детальных инспекций инспекторам предписывается придерживаться рамок руководства.
Прежде всего следует обратить внимание на его вступительную часть (п. 3.5.1), где приводятся оговорки, предоставляющие судну возможность воздействия на инспектора в смысле объема и содержания проверки эксплуатационных требований. Так, например, капитан может не согласиться с желанием инспектора выполнить какие-либо дополнительные процедуры, или демонстрацию работоспособности, или прервать нормальный ход какой-либо операции, мотивируя свое несогласие тем, что это или непрактично и приведет к ненужной задержке и потере времени, или же попросту опасно; естественно, что возражения капитана должны быть хорошо мотивированы.
Практикой портового контроля подтверждается, что проверка эксплуатационных требований очень часто совмещается с другими проверками, например, с проверкой оборудования и конструкции, или с проверкой механизмов, однако, столь же часто она бывает и целенаправленной (например, проверка действий экипажа при объявлении тревоги), все это, как правило, оговаривается с инспектором при его появлении на борту судна.
По крупному, все содержание упомянутого руководства (п. 3.5) можно разделить на два блока положений:
– проверка готовности к действиям в экстремальных ситуациях, когда это непосредственно связано с обеспечением безопасности людей, судна и среды; и
– проверка конвенционных требований при выполнении на судне обычных производственных операций.
Одной из особенностей проверки эксплуатационных требований является то, что при ее осуществлении инспектор неизбежно будет вступать в прямой контакт не только с судовыми офицерами, но и с членами команды. Поэтому, наряду с офицерами, ключевые специалисты экипажа всегда должны быть готовы толково объяснить инспектору не только свои официальные обязанности при выполнении той или иной процедуры, но и характер своих действий и ожидаемый результат.
2. Проверка готовности к действиям в экстремальных ситуациях
Такие инспекции, поскольку они напрямую связаны с обеспечением безопасности людей, судна и среды наиболее часто практикуются инспекторами государства порта. Они включают проверку наличия и состояния таких документов как:
расписание по тревогам;
расписание по охране судна;
схему борьбы за живучесть судна;
схему противопожарной защиты;
судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью;
инструкции и наставления по использованию соответствующего оборудования.
Главным моментом для всех этих документов является то, чтобы они были расписаны по «живым» людям и не содержали фамилии «мертвых душ», т.е. не включали моряков, уже списавшихся с судна: для сличения инспектор может воспользоваться судовой ролью. Расписание обязанностей в этих документах должно охватывать всех без исключения членов экипажа; в них должны быть указаны лица, назначенные командовать спасательными шлюпками и плотами или возглавлять партии или группы при борьбе за живучесть и с пожаром, а также и люди, замещающие назначенных лиц. Другой важный момент – все расписания и схемы должны находиться на своих «штатных» местах, а инструкции и наставления по использованию оборудования – в доступных местах, о которых должны знать члены экипажа.
Особое внимание в отношении наличия, формы и содержания расписания по тревогам придается пассажирским судам.
Однако, проверка инспектором наличия и исправности упомянутых расписаний и схем может оказаться лишь начальной стадией более глубокой проверки. Достаточно инспектору выяснить, что некоторые члены экипажа (и, тем более – офицерский состав!) плохо знают свои обязанности по тревогам, он может потребовать проведения судового учения; вероятность такого требования со стороны инспектора возрастает, если при этом на судне будут выявлены серьезные несоответствия в оборудовании (например, в спасательных средствах, в противопожарной технике и т.п.).
В практике портового контроля судов проведение во время инспекций учений по тревогам не является частой акцией, т.к. организация такого учения достаточно сложна и требует многого времени. Тем не менее, такие контрольные учения практикуются, для испытуемых судов они всегда являются ответственным делом и поэтому к ним нужно относиться очень серьезно.
В отношении схем борьбы за живучесть и противопожарной защиты главным требованием (помимо четкого знания экипажем своих обязанностей) является знание офицерским составом принципов, заложенных в основу построения этих схем; вопросы по этому поводу инспектор может задать всегда. Это же относится и к судовому плану чрезвычайных мер, которые полагается предпринять по борьбе с загрязнением нефтью.
3. Проверка конвенционных требований при выполнении производственных операций
Сюда следует отнести проверку наиболее обычных для судов операций, на которые распространяются требования конвенций:
– организация вахты на ходовом мостике;
– работа экипажа с механическими установками;
– грузовые операции на сухогрузных судах;
– подготовительные, грузовые и зачистные операции на танкерах;
– удаление остатков, грязных смесей и мусора.
Общим моментом при проверке всех этих операций является то, что инспектор контролирует не только выполнение самих конвенционных требований, но также и выполнение инструктивных пособий, наставлений и других материалов, изданных на национальном уровне или ММО в развитие конвенционных требований и предназначенных для использования на судах. Другим, также общим моментом, является то, что главной целью этих проверок является установить – насколько они соответствуют обеспечению безопасности людей, судна и груза; именно с этих позиций предписывается инспекторам подходить к оценке производственных операций.
Так, например, в отношении контроля ходовой вахты на мостике инспектора прежде всего будет интересовать способность вахтенного персонала грамотно и умело управлять движением судна в различных условиях плавания с учетом его маневренных характеристик, пользоваться переключением режимов управления, использовать средства сигнализации и связи и связанные с этим процедуры и, естественно, уметь работать с навигационной техникой при ее достоинствах и ограничениях, а также иметь в наличии необходимый комплект навигационных пособий и пользоваться ими.
Более объемной по содержанию может стать проверка способности судового экипажа работать с механическими установками, имеющими важное значение в аварийных ситуациях. К ним отнесены:
аварийные и резервные (в готовности) источники электропитания;
вспомогательный рулевой привод;
пожарные и осушительные насосы;
любые другие механизмы, системы и оборудование, которое задействуется в аварийной обстановке.
В процессе проверки инспектор может потребовать выполнить те или иные действия (например, запустить аварийный генератор или двигатель на спасательной шлюпке, или проверить работоспособность переносной пожарной помпы, или осуществить переход с одного режима на другой и т.п.). При этом он будет оценивать не только работоспособность этих механизмов, но также и правильность выполнения связанных с этим процедур и соответствия их инструкциям и наставлениям.
При проверке грузовых операций главное внимание инспектора будет обращено на то, чтобы установить:
во-первых, имеется ли на судне представление об опасностях, которым могут подвергнуться люди – как участвующие в грузовых операциях, так и остальные люди на борту. Эти опасности могут исходить от характера груза и его физико-химических свойств, от используемых грузовых механизмов и устройств, а также и при осуществлении самого грузового процесса. Особое внимание здесь обращается на размещение и крепление груза, перевозимого в таре, а также на навалочные, палубные и опасные грузы;
во-вторых, имеется ли на судне представление об опасности, которая может возникнуть в результате грузовых операций для судна и среды. Эта опасность может появиться уже в порту (например, утечка груза), или, как это бывает в большинстве случаев, в последующем плавании – в виде потери прочности в результате неправильного распределения груза, в виде потери остойчивости в результате смещения груза, в виде потери плавучести (в результате перегруза), в потере палубного груза в штормовых условиях, в утечке вредных и опасных грузов.
Для того, чтобы установить все это, инспектор может не только пронаблюдать сам ход грузовых операций, но также выяснить выполнение экипажем относящихся к делу документов, в частности:
– каргоплана и схемы погрузки/выгрузки (которые на навалочных судах должны быть согласованы с руководством терминала);
– эксплуатационных инструкций и наставлений по грузовым операциям и использованию грузовых устройств;
– документов на груз (в том числе и на условия его перевозки);
– документа о соответствии судна к перевозке данного вида грузов;
– положений международных документов (например, кодексов – о безопасной практике размещения и крепления грузов, о перевозке контейнеров, о перевозке палубных лесных грузов, о перевозке навалочных грузов, о перевозке опасных грузов и т.п.);
– других документов (например, знание положений руководства об оказании первой медицинской помощи или руководства по аварийным процедурам для судов, перевозящих опасные грузы и т.п.).
Инспектирование грузовых операций с целью избежания неоправданных задержек судна носит, как правило, выборочный характер и осуществляется совместно с другими проверками; но и за короткое время опытный инспектор сможет уяснить для себя многое. Здесь трудно давать какие-либо рекомендации, однако, как и в других случаях четкость и профессионализм работы экипажа и хорошее его взаимодействие с береговыми службами и рабочими бригадами несомненно будет способствовать созданию у инспектора благоприятного впечатления о судне.
Инспекции эксплуатационных требований на танкерах в основном включают проверку выполнения приложений I и II к МАРПОЛ-73/78 в части:
погрузо-разгрузочных процедур;
операций по зачистке грузовых емкостей;
удаления из машинных помещений нефти и нефтесодержащих смесей;
удаления мусора.
Проверка данного вида почти всегда производится совместно с проверкой операций мойки и зачистки, при этом обязательно проверяется журнал нефтяных (грузовых) операций и соответствие записей в нем фактическому состоянию дела.
Необходимо подчеркнуть, что проверкам эксплуатационных требований на нефтяных танкерах и судах, перевозящих вредные жидкие грузы наливом, со стороны портовых властей уделяется очень большое внимание, поскольку именно эти проверки являются реальными и действенными мерами предотвращения загрязнения моря. Поэтому такие проверки часты и проводятся, как правило, достаточно тщательно.