На внутренних рейдах постановка на якорь производится в месте по указанию лоцмана или оператора СУДС (система управления движением судов) данного района.
На внешних рейдах районы якорных стоянок обычно указаны на навигационных картах. При выборе места якорной стоянки следует учитывать следующие факторы:
• глубины, рельеф дна и характер грунта;
• защищенность от ветра и волнения;
• размеры места, наличие ориентиров для подхода и контроля места судна;
• наличие и характеристики приливо-отливных явлений;
• близость навигационных опасностей;
• состояние и прогноз погоды;
• характеристика самого судна;
• предполагаемая длительность стоянки;
• место якорной стоянки должно располагаться в стороне от створных линий, фарватеров, подводных кабелей и т.п.
Наиболее удобная глубина места якорной стоянки составляет 20 – 30 метров. На глубинах более 100 метров становиться на якорь не рекомендуется. Наименьшая глубина должна быть такой, чтобы во время качки на волнении судно не могло коснуться грунта.
При выборе размера акватории необходимо учитывать, что может возникнуть необходимость потравить якорную цепь, а также предусмотреть запас на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря.
От характера грунта зависит держащая сила якоря. Хорошими являются вязкие грунты: ил, песчаный ил, глина, глинистый ил. К средним относятся рыхлые грунты: песок, ракушка, галька, щебень. Плохими считаются скальные грунты: плита, валуны, скалы. На илистых грунтах якоря Холла и Матросова держат хорошо, но забиваются
глиной или илом и после срыва плохо забирают. На плите якоря «ползут». На скалистых грунтах они иногда заклиниваются.
Надежность якорной стоянки зависит также от рельефа дна.
Удобным является ровное горизонтальное дно или дно, имеющее пологий подъем к берегу или навигационной опасности. В последнем случае при дрейфе судна в сторону опасности якорь забирает еще сильнее. О рельефе дна и характере грунта можно судить по записи на ленте самописца эхолота. Мягкие грунты дают слабую, расплывчатую
запись широкой полосой; твердые (плита, песок) дают рельефную запись глубины. Двойная запись свидетельствует о не толстом слое мягкого грунта на твердой основе.
При подходе к выбранному месту якорной стоянки необходимо заблаговременно выполнить:
• главный двигатель перевести в маневренный режим;
• проверить работу и согласование машинного телеграфа;
• проверить связь с машинным отделением;
• сверить часы на мостике и в машинном отделении;
• за 15–20 минут до подхода к месту якорной стоянки все члены экипажа, принимающие участие в постановке судна на якорь, должны быть на своих местах. Проверяется связь мостика с баком (стационарная или носимые УКВ радиостанции).