На некоторых узких внутренних водных путях течение вследствие паводка приобретает исключительную силу. Если оно направлено в ошвартованное у причала параллельно кромке глубокой воды судно, последнее может быть легко сорвано со швартовов. Чтобы этого не произошло, предпринимают меры для предотвращения обрыва швартовов.
Обычный способ швартовки — лагом к причалу, носом или кормой к течению. Для упрощения рассмотрим только швартовку судна носом к течению. В этом случае можно воспользоваться способом, который применяется для того, чтобы помешать судну, стоящему на якоре, развернуться носом к течению и начать дрейфовать. Такой способ швартовки судна к причалу дает даже лучшие результаты, чем при постановке на якорь.
Рассмотрим обычный, но в данном случае непригодный, способ швартовки. При попытке удержать судно точно лагом к причалу его нос иногда слегка отклоняется от причала. В этом случае дальнейшее увеличение отклонения даже на долю градуса вызовет рост влияния течения на внутренний борт судна, которое станет все труднее удерживать в желаемом положении. Весьма вероятно, что в конце концов течение начнет действовать на судно с такой силой, что окажется невозможным удержать его нос, и судно будет сорвано со швартовов. Нет нужды пояснять, что затем произойдет с кормовыми швартовами. Заметим только, что, когда нос судна отходит от причала, сначала, как правило, обрываются носовые швартовы, а потом кормовые. И даже если течение будет с несколько большей силой действовать на внешний борт судна, последнее сохранит тенденцию рыскнуть от причала. Подобное поведение можно объяснить положением судна в канале. Корма судна расположена близко к мелководью со стороны причала, поэтому сила присасывания стремится подтянуть раковину к берегу или причалу. Поэтому вероятность обрыва кормовых швартовов в первую очередь весьма мала.