Приведем наиболее надежный и безопасный способ швартовки судна к причалу во время сильного паводкового течения (при условии, конечно достаточной ширины канала, т. е., по крайней мере, чуть большей длины корпуса судна).
Отдают якорь примерно в 45 м от причала таким образом, чтобы корма судна оказалась приблизительно на траверзе того места причала, где будет крепиться кормовой продольный, после того как судно развернется (рис. 16). Вытравливают якорь-цепь на длину, достаточную для того, чтобы якорь держал. Подают с внешнего борта судна один кормовой продольный в ту точку причала, где он будет крепиться после того, как судно развернется на 180°.
Буксир должен занять положение между судном и причалом носом к течению и принять кормовой швартов с внутреннего борта судна. Судоводитель, производящий эти маневры, должен сам пройти на корму для руководства управлением, так как его пребывание на мостике замедлит поступление и выполнение команд. Наличие на корме рулевого управления и машинного телеграфа очень облегчит маневрирование, в противном случае команды на руль и в машинное отделение придется дублировать через мостик. Лицо, осуществляющее управление, должно находиться на корме и лично убедиться в том, что корма находится на безопасном расстоянии от причала; буксир находится в требуемом положении и тянет с нужной скоростью; кормовой продольный имеет необходимое натяжение.
Когда буксир принял кормовой швартов с внутреннего борта и начал тянуть, выбирают швартов, поданный на причал, до тех пор, пока течение не начнет с силой ударять во внутренний борт судна (рис. 16, в) Когда корма достаточно близко подойдет к причалу, прекращают выбирать, но держат швартов на барабане лебедки. Затем начинают быстро выбирать якорь, пока он полностью не оторвется от грунта, и держат его наготове для следующей отдачи.
Как только якорь займет положение „встал”, течение начнет разворачивать судно (рис. 17, а). Буксир и кормовой продольный должны удержать корму, в крайнем случае она будет слегка дрейфовать по течению. На кормовом продольном за счет того, что он удерживается на барабане лебедки, можно поддерживать безопасное натяжение, выбирая или потравливая его по мере необходимости. Машину судна используют для того, чтобы удержать его на нужном расстоянии от причала.
Если корма судна не двигается, течение развернет его с такой скоростью, что возникнет опасность сильного удара о причал. Чтобы предотвратить такой удар, незадолго до полного разворота судна (или пока оно не займет положение параллельно причалу), снова отдают левый якорь и задерживают его как раз перед тем, как нос судна ударится о причал (рис. 17, б).
Удар судна о причал легко предотвратить, так как носовая часть судна (особенно танкера с осадкой носом всего несколько десятков сантиметров) оказывает незначительное сопротивление потоку воды и поэтому ее очень легко удерживать против течения; непосредственно перед возможным ударом носа судна о причал течение начнет сильнее действовать на внутренний борт судна и поможет отвести нос от причала.
Развернувшись кормой к течению, судно уже будет иметь на причале кормовой продольный с достаточным натяжением; буксир будет его удерживать кормой к течению, т. е. в таком положении, что сможет в случае необходимости отвести корму судна от причала; поскольку на корме не имеется швартовов со слабиной и винт „чист”, последним можно пользоваться по мере необходимости. Поэтому постановка судна лагом к причалу не представит трудностей.