Оценить

Судно в балласте, швартов­ка между двумя судами, ветер и течение с противоположных направлений. На судно в балла­сте сильный ветер оказывает большее воздействие, чем сла­бое течение. Когда ветер и те­чение имеют не совсем противо­положные направления, то каж­дая сила будет иметь попереч­ную составляющую. Необходи­мо оценить их влияние на судно и при этом решить, какую из сил следует попытаться устра­нить на подходе.

Поскольку течение несиль­ное, то решаем подойти против 20-узлового ветра, дующего па­раллельно причалу. Течение направлено под углом около 10° к причалу (рис. 105).

судно параллельно ветру

Когда судно остановлено у причала, оно имеет ход. назад относительно воды за счет тече­ния и ЦВ, следовательно, будет в корме. При расположении судна параллельно причалу на его корпус действует попереч­ная составляющая силы тече­ния. Так как мы подходим пря­мо против ветра, поперечной силы от него не будет.

Чтобы удержать судно непод­вижным относительно причала, следует дать ход машине назад, отчего поперечная сила упора винта начнет  разворачивать судно. Кормовой буксир закреп­лен вблизи ЦВ и не имеет пле­ча поворота. Если этот буксир не сможет предотвратить подход кормы к причалу, еще большая площадь подводной части пра­вого борта судна подвергнется воздействию течения.

Очевидно, что судно может оказаться в опасном положении, если установится разворот впра­во. Рассмотрим, что произойдет, если на подходе будем держать корму дальше от причала.

При течении прямо по корме его поперечной силы не будет. Но теперь мы будем иметь дело с постоянной поперечной силой ветра (рис. 106).

судно параллельно течению

Наша главная проблема в том, чтобы предотвратить раз­ворот носового буксира вдоль борта судна, потому что он ну­жен для удержания носа на ве­тер работой на заднем ходу. Наиболее безопасный путь для швартовки — удерживать судно параллельно течению как мож­но дольше. Хорошая практика подсказывает: нужно ^полностью погасить поперечное движение, не доходя до причала, а затем начать сближение вновь, осо­бенно если судно подходит не­параллельно причалу. Недоо­ценка  инерции  поперечного движения приведет к тому, что если мы не сможем вовремя его сдержать, судно коснется при­чала одной точкой.

При очень сильном течении также лучше подходить носом против него, особенно если суд­но полностью или частично за­гружено. Встречное течение по­зволит эффективнее использо­вать машину и руль. В этом случае продольная сила течения больше продольной силы ветра.

Сила руля эффективна, пока судно движется вперед относи­тельно воды, и ЦВ находится впереди. Однако в этом случае поперечная сила ветра имеет достаточное плечо и держит нас в напряжении во время подхода.

Как только судно займет нужную позицию по отношению к причалу и скорость будет полностью погашена, буксиры смогут занять лучшее положе­ние и уравновесить поперечную силу ветра.

Если возникнет необходи­мость в перемещении судна в конце швартовки, лучше дви­гаться по течению, чем против него. Двигаясь против течения можно прижать буксиры, оттягивающие судно к борту. Более того, ЦВ перемещается из средней части судна. Буксир вблизи ЦВ. будет иметь недостаточный  рычаг для контроля за боковым движением, вызванным поперечной силой течения в момент, когда судно станет параллельно причалу и борт судна в наибольшей степени подвергается его действию. Поэтому хорошей  практикой при швартовке на  противном течении является  проход вперед от конечной позиции на 20—40 фут или около этого, прежде чем начать последнюю стадию швартовки и   дать судну возможность сдвинуться назад. На попутном течении мы оставляем некоторое пространство впереди по носу,  чтобы судно могло продвинуться вперед в конце швартовки.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий