Судно в балласте, швартовка между двумя судами, ветер и течение с противоположных направлений. На судно в балласте сильный ветер оказывает большее воздействие, чем слабое течение. Когда ветер и течение имеют не совсем противоположные направления, то каждая сила будет иметь поперечную составляющую. Необходимо оценить их влияние на судно и при этом решить, какую из сил следует попытаться устранить на подходе.
Поскольку течение несильное, то решаем подойти против 20-узлового ветра, дующего параллельно причалу. Течение направлено под углом около 10° к причалу (рис. 105).
Когда судно остановлено у причала, оно имеет ход. назад относительно воды за счет течения и ЦВ, следовательно, будет в корме. При расположении судна параллельно причалу на его корпус действует поперечная составляющая силы течения. Так как мы подходим прямо против ветра, поперечной силы от него не будет.
Чтобы удержать судно неподвижным относительно причала, следует дать ход машине назад, отчего поперечная сила упора винта начнет разворачивать судно. Кормовой буксир закреплен вблизи ЦВ и не имеет плеча поворота. Если этот буксир не сможет предотвратить подход кормы к причалу, еще большая площадь подводной части правого борта судна подвергнется воздействию течения.
Очевидно, что судно может оказаться в опасном положении, если установится разворот вправо. Рассмотрим, что произойдет, если на подходе будем держать корму дальше от причала.
При течении прямо по корме его поперечной силы не будет. Но теперь мы будем иметь дело с постоянной поперечной силой ветра (рис. 106).
Наша главная проблема в том, чтобы предотвратить разворот носового буксира вдоль борта судна, потому что он нужен для удержания носа на ветер работой на заднем ходу. Наиболее безопасный путь для швартовки — удерживать судно параллельно течению как можно дольше. Хорошая практика подсказывает: нужно ^полностью погасить поперечное движение, не доходя до причала, а затем начать сближение вновь, особенно если судно подходит непараллельно причалу. Недооценка инерции поперечного движения приведет к тому, что если мы не сможем вовремя его сдержать, судно коснется причала одной точкой.
При очень сильном течении также лучше подходить носом против него, особенно если судно полностью или частично загружено. Встречное течение позволит эффективнее использовать машину и руль. В этом случае продольная сила течения больше продольной силы ветра.
Сила руля эффективна, пока судно движется вперед относительно воды, и ЦВ находится впереди. Однако в этом случае поперечная сила ветра имеет достаточное плечо и держит нас в напряжении во время подхода.
Как только судно займет нужную позицию по отношению к причалу и скорость будет полностью погашена, буксиры смогут занять лучшее положение и уравновесить поперечную силу ветра.
Если возникнет необходимость в перемещении судна в конце швартовки, лучше двигаться по течению, чем против него. Двигаясь против течения можно прижать буксиры, оттягивающие судно к борту. Более того, ЦВ перемещается из средней части судна. Буксир вблизи ЦВ. будет иметь недостаточный рычаг для контроля за боковым движением, вызванным поперечной силой течения в момент, когда судно станет параллельно причалу и борт судна в наибольшей степени подвергается его действию. Поэтому хорошей практикой при швартовке на противном течении является проход вперед от конечной позиции на 20—40 фут или около этого, прежде чем начать последнюю стадию швартовки и дать судну возможность сдвинуться назад. На попутном течении мы оставляем некоторое пространство впереди по носу, чтобы судно могло продвинуться вперед в конце швартовки.