Судно в грузу, отшвартовка кормой вперед, ветра нет, течения нет, глубина под килем 40 футов. Работают два буксира, оттягивая судно средним ходом (рис. 103). Так как судно должно выходить кормой вперед, оба буксира тянут в направлении кормы от траверза, сообщая судну движение назад (7) . Как только нос начинает разворачиваться влево, носовой буксир должен сбавить ход. Кормовой буксир тянет вблизи центра поперечного сопротивления и ЦВ и поэтому не имеет плеча для управления. После дачи машине заднего хода следует приостановить работу носового буксира. Руль перекладывают влево либо на борт, либо на 20°.
Поперечная сила упора винта, работающего назад, не имеет заметного эффекта, так же как и руль (2). Судно движется назад со скоростью около 1 уз.
Приложенное усилие* носовым буксиром достаточно для отвода носа, поэтому мы отдаем его швартов. Для прекращения разворота влево машине дают полный вперед, руль перекладывают право на борт. Требуется время, чтобы остановить разворот влево ввиду инерции вращательного движения судна в грузу и малого усилия, создаваемого рулем на заднем ходу с прекращением разворота влево следует дать “Стоп”. Судно продолжит движение назад под влиянием инерции продольного движения (рис. 104).
Кормовой буксир продолжает тянуть средним ходом (3). Мы закрепили кормовой буксир там, где он должен быть сначала — прямо за корму. Очевидно, что буксир тянет слишком близко от ЦВ и имеет малое плечо. Носовой буксир начинает толкать нос судна вправо.