Перед выходом судна в рейс вахтенный помощник капитана обязан проверить:
— исправность всех ходовых навигационных огней от бортового и аварийного питания;
— исправность и подсоединение к фалам огней и фигур «Не могу управляться» и «Якорные»;
— перекладку руля с помощью всех видов управления (штурвала, кнопочного и т.д.) и согласование показаний электрического и механического аксиометров рулевой машины;
— работу внешней и внутренней судовой связи;
— работу тифона со всех постов, в том числе механический привод;
— работу очистителей и подогревателей иллюминаторов рулевой рубки;
— работу УКВ-связи;
— исправность сигнальных ламп и сигнального фонаря направленного действия;
— наличие питания на освещение палуб.
Подготовка судовых технических средств навигации к работе в рейсе выполняется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации:
— включается гирокомпас, если он был выключен, согласовываются репитеры и курсограф, проверяется достаточный запас ленты в курсографе, делается на ней отметка;
— осматривается магнитный компас, проверяется освещение, исправность и чистота оптической дистанционной передачи, работа дистанционных оптических передач;
— проверяется работа эхолота, наличие в нем бумаги и при необходимости устанавливается сигнализация опасной глубины;
— проверяется работа РЛС, САРП, ЭКНИС и АИС;
— включается приемоиндикатор Глобальной навигационной спутниковой системы.
С приходом аппаратуры в рабочий режим проверяются ее технические параметры.
Аппаратура считается в рабочем состоянии, если ее параметры в рабочем режиме соответствуют техническим условиям завода-изготовителя.
Рабочее состояние технических средств навигации проверяется:
* для гирокомпаса — постоянством контрольных пеленгов береговых ориентиров, если за время стоянки он не выключался;
* для приемоиндикатора ГНСС — наличием индикации данных о последних обсервациях;
* для ЭКНИС — наличием поступления информации от датчиков на основную панель экрана.
В печатающих устройствах проверяется наличие бумаги, включаются тумблеры датчиков и видов печати, делается контрольная распечатка, устанавливается выбранный интервал печати для портовых вод. Кроме того, устанавливаются показания времени реверсографа, делается контрольная распечатка.
Включается сигнализация автоматического контроля за удержанием судна в заданной полосе движения.
Заводится барограф, ставится лента, прочищается перо и добавляются чернила.
Готовятся карты для выхода из порта. Необходимо убедиться в их корректуре, сделанной предварительной прокладке, и что они уложены в штурманском столе в нужном порядке.
Раскладывается штурманский инструмент, подготавливаются карандаши.
Действия вахтенного помощника перед выходом судна в рейс:
— если было указание капитана, то на установленное время заказывает лоцмана и буксиры;
— объявляет по внутрисудовой связи о времени отхода судна;
— определяет осадку судна носом, кормой и на миделе;
— предупреждает вахтенных помощников рядом стоящих судов об отходе судна;
— дает распоряжение о подготовке главных двигателей, вспомогательных механизмов, ДАУ, рулевого и подруливающего устройств;
— перед проворачиванием винтов убеждается, что под кормом чисто (нет плавсредств, тросов, плавающих предметов, крупных льдин и т. д.);
— опробует действие главных двигателей, ДАУ, рулевого и подруливающего устройств, средств световой и звуковой сигнализации;
— в сроки, установленные инструкциями по эксплуатации, контролирует включение необходимых при данных условиях технических средств навигации;
— подает команду о занятии мест по швартовному расписанию, якоря изготовить к отдаче;
— согласует судовые часы мостика, СЭУ и в каюте капитана;
— проверяет наличие людей на борту, докладывает об этом капитану или старшему помощнику капитана и записывает в судовой журнал о готовности судна к выходу в рейс;
— осматривает прилегающий участок акватории, убеждается в отсутствии проходящих, а также мелких судов и объявляет по УКВ-радиосвязи об отходе судна;
в ночное время в момент съемки с якоря или швартовов меняет стояночные огни судна на ходовые.