В целях определения необходимой силы для снятия судна с мели следует рассчитать его давление на грунт, которое создается потерей первоначальной осадки или дополнительным давлением, создаваемым затопленными отсеками (весом влившейся воды).
Давление судна на грунт от потери осадки можно определить по формуле
где N1 — давление судна на грунт, т.
Дополнительное давление судна на грунт, создаваемое затопленными отсеками (весом влившейся воды), можно определить по формуле
где N2— давление судна на грунт, т;
К1 — коэффициент полноты отсека;
K2 — коэффициент проницаемости;
l1 — длина отсека, м;
b — ширина отсека, м;
T1— осадка судна после аварии.
Общая сила давления судна на грунт N определяется суммой N1+N2.
Если аварийное судно не имеет существенных деформаций днища и рваных пробоин, через которые камни входят внутрь корпуса судна, то сила, необходимая для снятия судна с мели, может быть рассчитана по формуле
где F — сила, необходимая для снятия судна с мели;
f — коэффициент трения судна о грунт.
В зависимости от характера грунта может быть принята следующая величина коэффициента f:
жидкая глина — 0,18—0,22;
мягкая глина — 0,23—0,30;
.глина с песком — 0,30’—0,32;
песок мелкий — 0,35—0,38;
галька — 0,38—0,42;
каменная плита — 0,30—0,42;
камень-булыжник — 0,42—0,55.
Примечание. Приведенные коэффициенты трения f не учитывают явления присоса, который может ‘увеличить потребную силу для стягивания.
Это увеличение силы может быть ориентировочно определено по формуле
N2= (0,054-0,25) N1; где N2— сила присоса к грунту; N1—сила давления
судна на грунт.