Особенности судовождения в ледовых условиях зависят от района плавания и присущего ему ледового режима, который в свою очередь зависит от многих факторов: географического положения района, характера течений, солености и температуры воды, ветров, приливо-отливных явлений, наличия рек, впадающих в моря в данном районе.
Сведения о ледовых режимах даются в гидрометеорологических очерках лоции, состоящих из характеристик метеорологической, гидрологической и ледового режима.
Иллюстративным материалом к таким очеркам служат атласы физико-географических данных, карты льдов и гидрометеорологические карты, специальные приложения к лоциям.
Располагая указанными пособиями, а также данными ледового патруля, метеорологических станций, авиаразведок и прочими источниками, судоводитель может получить в большинстве случаев достаточно точное представление о распределении льдов, о навигационной характеристике предстоящего пути.
Данные о распределении льдов с указанием их кромок и разновидностей рекомендуется наносить на бланковые карты или на кальки, снятые с навигационных карт.
Во время перехода судна большую роль играет получение дополнительных сведений и коррективов от радиостанций, несущих специальную службу, а также от ледоколов и отдельных судов, находящихся в том же районе. Кроме того, необходимо иметь сведения о синоптической обстановке на время перехода и ледовые прогнозы.
Выгодность пути при плавании во льдах определяют свободными и относительно чистыми ото льда участками, т. е. наличием разводьев с небольшими перемычками. Следует также учитывать очертание берегов, глубины, мели и отмели на пути следования, возможность передвижения льдов и сноса судна к мелям или к берегу.
Для правильной оценки получаемых сведений о льдах необходимо знать их классификацию, а по возможности и навигационную характеристику, определяющую степень проходимости льдов.
Классификация льдов
По международной ледовой номенклатуре льды в морях умеренных различаются по возрасту, формам и строению.
По возрасту различают:
• начальные образования льда (ледяные иглы, ледяное сало, снежуру, шугу, блинчатый лед, склянку, темный нилас);
• молодой лед (светлый нилас, серый лед) толщиной 5—15 см;
• зимний лед (серо-белый, белый лед) толщиной 15—200 см.
По форме лед подразделяют на:
• неподвижный (ледяной заберег, припай, подошва припая, стояк, стамуха);
• дрейфующий, или плавучий (обширные большие и малые ледяные поля, крупнобитый и мелкобитый лед, куски льда, ледяная каша).
По строению льда и состоянию его поверхности различают:
• ровный лед;
• наслоенный;
• торосистый;
• бесснежный;
• заснеженный лед и сморозь.
Под влиянием ветров и течений льды могут дрейфовать и сжиматься, могут быть в состоянии разрежения и торошения.
В арктических морях наблюдается уклонение дрейфующих льдов вправо от направления ветра под влиянием вращения Земли.
Северные и западные ветры обычно способствуют загромождению трассы льдами, а южные и восточные отгоняют льды от трассы в северном направлении.
Терминология
Границы среднего распространения льда — среднее положение кромки льда для заданного месяца или сезона, выведенное из многолетних наблюдений.
В зависимости от сплоченности и распределения на видимой поверхности моря бывают различные состояния льда.
Редкий лед — различного вида плавучий лед, преимущественно битый, равномерно распределенный и занимающий до 30% видимой поверхности моря (сплоченность 1—3 балла).
Разреженный лед — различного вида битый дрейфующий лед, занимающий более половины видимой поверхности (сплоченность 4—6 баллов).
Сплоченный лед — скопление плавучих льдов, покрывающих около 80% видимой поверхности (сплоченность 7—9 баллов).
Сплошной лед — сплошная масса, покрывающая все видимое пространство моря (сплоченность 10 баллов).
Судоводители обязаны учитывать сезонные условия, от которых зависят форма, прочность, а следовательно, возможность проходимости льда. Лед может быть легким, тяжелым и деформированным.
Легкий лед толщиной до 60 см свободно преодолим ледоколами, а при благоприятных условиях — судами с усиленным подкреплением корпуса.
Тяжелый лед толщиной более 60 см с торосами возрастом больше одного года с трудом преодолевают только мощные ледоколы.
Деформированный лед, наслоенный с глубиной наслоений до 20 м. Это лед торосистый и может быть непроходим даже для самых мощных ледоколов.
В шуге суда двигаются легко, а плотный эластичный покров снежуры затрудняет движение, так как он не колется форштевнем, а только сжимается; тонкий лед или корку суда проходят с некоторыми затруднениями.
Сжатие льда — уплотнение под влиянием ветров и течений. Это явление составляет самое большое затруднение для плавания. В некоторых морях сжатие льда бывает в крайне неблагоприятных формах. Сжатие льда наблюдается во время смены приливо-отливных течений независимо от ветров. Ветры могут только усилить или ослабить, задержать или ускорить приливо-отливные сжатия. Но бывает, что указанная закономерность сжатия нарушается.
Разрежение льда вызвано двумя причинами:
• приливо-отливными течениями, периодически сжимающими и разрежающими льды
• таянием льдов.
В обоих случаях следует считаться с воздействиями ветров на эти явления.
Торошение —вид формирования ледовых препятствий, когда разломы, столкновения и сжатия льда образуют торосы.
Торосы — нагромождение льдин, обычно смерзшихся; могут располагаться отдельными образованиями и группами, чаще грядами.
По месту нахождения торосы могут быть береговыми и морскими. Они образуются от взлома, раздробления и надвигания льдов.
Ледовые карты
Решение о движении судна во льдах принимается на основе анализа ледовых карт, на которых в виде символов отображаются приведенные выше характеристики ледового покрова. Информацию о состоянии льда получают с помощью искусственных спутников Земли, самолетов и вертолетов ледовой разведки, судовых наблюдений, береговых пунктов наблюдений, автоматических дрейфующих ледовых станций. С использованием всей этой информации береговыми службами подготавливаются ледовые карты, которые передаются на суда. При составлении карт используется Международная система символов морского льда, разработанная Всемирной метеорологической организацией. Главным условным знаком в этой системе символов является овал в котором указываются основные навигационные характеристики льда:
где С — общая сплоченность льдов, баллы;
Са, СЬ, Сс— сплоченность льда самого толстого (Са), менее толстого (СЬ) и третьего по толщине (Сс), баллы;
Sa, Sb, Sc — возраст льда, сплоченность которого, соответственно, равна Са, СЬ, Сс, цифровые символы;
Fa, Fb, Fc — преобладающие формы льда, возраст которого, соответственно, равен Sa, Sb, Sc, цифровые символы.
Для возраста льда используются следующие основные цифровые символы: “1” — начальные виды льда; “2” — нилас, толщиной до 10 см; “3” — молодой лед, толщиной от 10 до 30 см; “6” — однолетний лед, толщиной от 30 до 250 см; “7 • ” — старый лед толщиной более 250 см; ” Δ” — материковый лед; “X” — возраст неизвестен.
Промежуточные цифры обозначают промежуточные значения толщины льдов, например: ‘ 4 – молодой лед толщиной от 10 до 15 см, “5” — молодой лед толщиной от 15 до 30 см.
Для обозначения формы ледяных образований применяются следующие цифровые символы: “1”— тертый лед или ледяная каша; “2” — мелкобитый лед; “3” — крупнобитый лед; “4” — обломки ледяных полей; “5” — большие ледяные поля; “6” — обширные ледяные поля; “7” — гигантские ледяные поля; “8” — припай; “9” — айсберги; “X” — форма неизвестна.
Пример применения овального символа морского льда, приведенный на рис. 7.1., означает, что в данном районе находится лед общей сплоченностью 6 баллов. Из них 2 балла — обломки полей старого льда, 1 балл — крупнобитый молодой лед, 3 балла — нилас, форма которого не определена.
Наряду с главным символом — овалом, на ледовой карте применяются и другие символы, дополняющие и конкретизирующие общую картину распределения льда:
— торосистость льда, в баллах;
— разрушенность льда в баллах;
— заснеженность льда (С — площадь покрытого снегом льда в десятых долях от его общей площади; S — заснеженность в баллах, ← направление застругов);
— сжатие льда в баллах;
— рекомендованный маршрут движения.
Каждая зона льда с примерно одинаковыми характеристиками на ледовой карте выделяется по ее границе изолиниями. Для наглядности различные зоны могут быть заштрихованы.
Признаки приближения ко льдам
Общее представление о распределении льда в районе плавания дает ледовая карта. Однако судоводителю необходимо уметь уточнять время подхода ко льдам, особенно при плохой видимости или тумане, чтобы своевременно уменьшить ход, усилить наблюдение, проверить счисление.
Признаками приближения ко льдам являются:
• «ледовый отблеск» или «ледовое небо» — характерное белесоватое отсвечивание на облаках над отдельными скоплениями льдов.
Отблеск бывает особенно ясен при хорошей прозрачности воздуха, когда льды покрыты снегом;
• «водяное небо» — темные пятна на низких облаках над участками чистой воды, расположенными среди льдов; темные пятна на облаках иногда являются отражением грязного льда. (При безоблачном небе чистую воду или льды иногда можно обнаружить благодаря рефракции);
• понижение температуры забортной воды, иногда резкое, указывающее на почти предельное приближение ко льдам;
• понижение температуры воздуха, наблюдающееся при подходе к обширным полям льда, особенно при ветре со стороны льда.
• изменение характера волны; короткая волна, иногда толчея при подходе ко льдам с наветренной стороны и ослабление при подходе с подветра;
• появление мелкобитых льдинок и «ледяной каши» в разреженных количествах («на расплаве»);
• появление тумана над горизонтом;
• шум, треск и шорох, слышимые при приближении к торосистым льдам;
• эхо при свистках или выстрелах, отраженное от близких, высоких торосистых масс льда и от крупных айсбергов;
• появление моржей, тюленей и стай птиц.