Посадка судна на мель может быть преднамеренной, когда есть угроза затопления на большой глубине. Действия экипажа в этом случае:
- выбрать место выброса на мель с учетом всех обстоятельств, которые имели бы положительный результат при снятии с мели;
- скорость судна должна быть минимальной, но достаточной для управляемости судна;
- в момент касания грунта руль поставить в ДП судна, немедленно застопорить ГД;
- после посадки на мель заполнить носовые балластные танки, а при малом уклоне грунта заполнить и другие танки для уменьшения разворота судна лагом к волне;
- задраить иллюминаторы.
При непреднамеренной посадке судна на мель действия экипажа следующие:
- в момент касания грунта руль поставить в ДП судна, немедленно застопорить ГД;
- объявить общесудовую тревогу; аварийные партии действуют согласно судового расписания по борьбе с водой;
- зафиксировать в судовом журнале время касания грунта, курс и скорость перед посадкой, крен, координаты;
- устанавливают данные по прогнозу погоды;
- производят расчет приливо-отливных явлений в этом месте;
- устанавливают связь с судами, находящимися поблизости;
- сообщают в службу безопасности мореплавания судоходной компании о случившемся;
- определяют возможность самостоятельного снятия с мели или срочно вызывают спасателей;
- при приближении шторма или в штормовую погоду принимают меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков;
- поднять в соответствии с МППСС-72 огни или знаки – судно на мели.
Рекомендации экипажу судна, севшему на мель:
- не увеличивать размеров аварии;
- сообщать об изменении обстановки через 2–4 часа;
- производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках, при этом определять и вкус воды (пресная/соленая);
- шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;
- необходимо принимать меры по заделке пробоины и откачке воды;
- составляют планшет глубин.