По окончании швартовных операций необходимо дать отбой машине. Затем часть команды направляют готовить судно к грузовым операциям, а часть — для обеспечения сообщения с берегом, т. е. готовить парадный трап или устанавливать сходню; иногда в качестве
временного сообщения с берегом приходится пользоваться штормтрапом. Любое из названных средств сообщения с берегом должно быть закреплено и оборудовано предохранительными сетками, должны быть установлены поручни и натянуты леера, спасательный круг с бросательным концом должен быть наготове. В темное время суток надо обеспечить надлежащее освещение. По борту со стороны причала на шпигаты, особенно фановой системы и отливной трубы главного конденсатора, подвешивают деревянные или брезентовые щиты.
Если судно пришло в порт для погрузки, вахтенный помощник должен определить осадку носом и кормой и с одним из матросов произвести промер глубин ручным лотом вдоль всего борта у причала. Это необходимо делать особенно у тех причалов, где происходит погрузка грейферами сыпучих грузов (угля, апатитовой руды и т.п.). Очень часто у таких причалов из-за высыпанных за борт грузов образуется бровка и в процессе погрузки судно может сесть на нее скуловой частью. Предварительный промер дает возможность судить о глубине у причала и в дальнейшем позволит принять меры для избежания посадки на бровку.
Во время стоянки судна у причала надо следить за натяжением швартовных тросов и поддерживать их в состоянии нормального натяжения, особенно во время выполнения грузовых операций (при погрузке швартовы подбирают, а при выгрузке — потравливают).
Особое внимание за швартовами должно быть в тех портах, где происходят колебания уровня воды из-за приливо-отливных явлений.
В некоторых портах во время отлива судно садится на грунт. Перед подходом к причалу такого порта надо точно знать, чисто ли дно в месте постановки судна. Иногда бывает, что судно засасывает ил. Поэтому с приливом, когда ожидается всплытие судна, необходимо работать машиной для облегчения отрыва судна и избежания его «выбрасывания».
При стоянках в канале, когда мимо стоящего у причала судна на близком расстоянии проходят другие суда, нужно внимательно следить за натяжением тросов.
При стоянках у причала нельзя допускать образования крена, особенно в сторону, противоположную причалу, так как в этом случае судно будет испытывать удары его подводной части о каменные или железобетонные массивы причала. Судно должно касаться причала бортом только в районе привальных брусьев.
Для предохранения швартовных тросов от перетирания необходимо подкладывать под стальные тросы деревянные бруски, а под
растительные — маты. Применяют также оклетневку растительных канатов в месте их прохождения в кипах, а при длительных стоянках — и огоны на палах старыми пеньковыми тросами пли старой парусиной (брезентом). Часто для предохранения от перетирания растительных и особенно синтетических канатов используют старые пожарные рукава; их надевают на трос в месте прохождения его через киповую планку.
В ряде портов стоянка судна у причала значительно осложняется из-за наличия тягуна (Батуми, Клайпеда, Холмск, Касабланка, Конакри, Кейптаун и т. д.), бора (Калькутта, Руан, Рангун и т. д.) и других явлений.
Тягун— это периодические колебания судна на швартовах, вызываемые действием длинных волн. Особо опасны резонансные явления, когда период собственных колебаний системы «судно — швартовы» равен или приблизительно равен периоду волны.
Тягун также наблюдается при стоянке на якоре, как правило, на волнах средней длины и зыби. Под воздействием тягуна возникают периодические вертикальные колебания уровня акватории, а в проходах между волнозащитными сооружениями (например, в воротах порта) возникает реверсивное течение с периодом, равным периоду воздействующей волны.
При стоянке в портах, подверженных воздействию тягуна, рекомендуется применять растительные (манильские, сизальские) или синтетические (капроновые, нейлоновые) тросы большой длины, которые обладают хорошей эластичностью и при колебании судна у причала не рвутся. Если таких тросов на судне нет, то следует применять стальные швартовы с так называемыми «пружинами».
При тягуне, кроме крепления судна специальными тросами, желательно судно отвести от причала на некоторое расстояние, для чего используют якоря или заводят дополнительные швартовы на бочки или бридели, специально для этого предназначенные. Полезный результат дает предварительная отдача якоря по ходу судна при швартовке к причалу: вытравливают три—пять смычек якорные цепи; на стоянке у причала якорь-цепь подбирают втугую, тогда она выполняетроль надежного шпринга. При сильном тягуне ни растительные, ни синтетические швартовные тросы не помогают. Возникает опасность удара судна о причалы, навала на соседние суда, поломок швартовных устройств. Если отсутствуют специальные швартовные устройства, обеспечивающие безопасную стоянку судна, следует заблаговременно уйти на рейд или в открытое море.
Бора — явление, связанное с сильными приливо-отливными течениями, усиливающимися течением реки. В результате при перемене течения образуется приливная волна, которая очень опасна для стоящих у причала судов. Об этих явлениях заранее извещают все суда, находящиеся в порту. С получением извещения машину приводят в постоянную готовность, палубную команду вызывают «по местам», выравнивают все швартовные тросы и в момент прохождения приливной волны работают машиной.
Во всех случаях при ухудшении погоды или при получении штормового предупреждения заводят дополнительные швартовы, постоянно ведут наблюдение за окружающей обстановкой, ограничивают увольнение экипажа (особенно палубной команды) на берег, т. е. принимают меры для безопасной стоянки судна у причала.