Влияние ветра на судно зависит не только от силы ветра, но и от ряда других факторов, которые необходимо учитывать при управлении судном. Среди этих факторов очень важно отношение осадки к надводному борту. Танкер в балласте может иметь не только в 2 раза большую надводную часть, но и меньшее сопротивление воды из-за малой осадки. Другим важным фактором. является курсовой угол воздействующего ветра. Более того, ‘надводная часть судна увеличивается с увеличением его дедвейта. Размещение надстройки и изменение дифферента играют существенную роль в формировании надводной части корпуса судна и сказываются на вращательном эффекте. Продольное движение судна влияет на относительное расстояние между центром гидравлического давления и точкой поворотливости. Все это играет роль в определении усилия поперечной силы ветра.
Сила ветра
Сила ветра может быть рассчитана: 0,004 х W х U2
где W — площадь надводной части, фут2; U — скорость ветра, уз.
Сила и направление ветра и скорость судна не остаются постоянными во время маневра. Небольшая погрешность в определении скорости ветра имеет гораздо большее последствие, чем Подобная погрешность в оцениваемой площади парусности танкера. Для целей практики будут достаточными следующие приближенные значения при оценке площади надводной части судна:
W (продольная) = LOA х D – LBP х Тср (средняя осадка);
W (поперечная) = В х D – В хТн (осадка носом), где LOA – длина наибольшая, фут; LBP — длина между перпендикулярами, фут; В – ширина наибольшая, фут; D – высота борта наибольшая, фут.
Для промежуточных положений судна выбираем среднюю между прямо пропорциональной величиной и величиной, пропорциональной синусу угла атаки ветра.
. На следующих страницах текста рассмотрим действие ветра со скоростью 25 уз на танкер в балласте дедвейтом 70 тыс. т; • осадка носом 16 фут, кормой — 26 фут;
LOA= 800 фут; LBP = 765 футов; В = 115 футов;
D = 56 футов; мощность двигателя на переднем ходу 20 тыс., на заднем ходу 16 тыс. л. с.