При заднем ходе сила на пере руля играет незначительную роль. Поскольку судно редко имеет значительный задний ход, то сила, создаваемая давлением воды на перо руля во время заднего хода, мала.
Более того, так как ЦВ на заднем ходу находится ближе к корме, сила от действия руля имеет малый рычаг.
Более мощной силой, чем сила от действия руля на-судне, идущем задним ходом, является поперечный упор винта, работающего назад. Когда судно все еще движется вперед относительно воды, а машина работает назад, не вся струя от винта достигает кормы. Однако пока ЦВ находится все еще впереди, результирующая сила имеет длинный рычаг. Мы будем считать величину поперечного упора, когда судно все еще движется вперед относительно воды, равной в среднем 5 % мощности на заднем ходу. Когда движение вперед прекращается и устанавливается движение назад, эта величина возрастает в среднем до 10 % (рис. 18).
Однако если центр бокового сопротивления сдвигается в корму и устанавливается вблизи точки приложения поперечного упора, вращательное движение становится незначительным.
Когда возникает необходимость, чтобы судно с винтом правого шага не разворачивалось вправо, то прежде, чем дать задний ход машине, следует дать толчок машине вперед, переложив руль лево на борт. Когда задний ход установился, поперечный упор обеспечит судну малое вращательное движение. С другой стороны, для разворота судна вправо следует дать толчок вперед, переложив руль право на борт, прежде чем дать машине задний ход. Поступив таким образом, судно получит вращательное движение и ЦВ переместится вперед. Продольная инерция вначале задерживает развитие заднего хода и в то же время максимальный поперечный упор имеет оптимальный рычаг.
Суда с дизельными СЭУ, имеющие большую мощность на заднем ходу и вследствие этого более сильный поперечный упор и более быстрое реагирование машины, чем суда с турбинными установками, легче развернуть почти на месте через правый борт. Поперечный упор сильнее на судах с большими медленно вращающимися винтами, чем на судах с малыми и быстро вращающимися винтами.