Оценить

Если на судне, имеющем ход вперед, переложить руль, он со­здаст поперечную силу в кормо­вой части судна. Сразу же, как только начнется разворот судна, подводное сопротивление начи­нает создавать поперечную силу в носу. Получившееся в резуль­тате поперечное сопротивление в носу действует в направле­нии, противоположном попереч­ной составляющей силы от дей­ствия руля (рис. 8).

Сначала рассмотрим влияние пропульсивной силы и руля на судно, не имевшее хода относи­тельно воды и давшее передний ход. Инерция судна препятству­ет ускорению, подводное сопро­тивление пока еще не играет значительной роли. Продольная пропульсивная сила работает одновременно по преодолению продольной инерции покоя и поперечной инерции вращатель­ного движения, так как часть этой силы преобразуется в по­перечное усилие от действия руля. Сила от действия руля, приложенная на самой оконеч­ности судна и имеющая поэто­му большее плечо, преодолевает поперечную инерцию судна бы­стрее, чем пропульсивная сила преодолевает инерцию покоя. Центр возникающего враща­тельного движения зависит от отношения длины судна к его ширине (L/B). Например, на судне с отношением L/B = 8 и начинающем продольное движе­ние относительно воды с нуля, начальное положение ЦВ нахо­дится в 1/8 длины судна от носа.

Когда инерция покоя преодо­лена и судно наберет скорость, возникает лобовое сопротивле­ние воды.

Сопротивление воды достигает величины, примерно равной J/4 пропульсивной си­лы, заставляя ЦВ смещаться назад пропорционально величи­не этой силы по сравнению с пропульсивной силой (рис. 9). Таким образом, расстояние ЦВ до кормы уменьшается на 1/4 начального .расстряния, делая величину рычага управления равной 3/4х7/8 « 21/32. При этом расстояние ЦВ до носа со­ставляет 11/32L (где L — дли­на судна между перпендикуля­рами). Точка ЦВ остается в том же самом положении, когда судно поворачивается с посто­янной скоростью.

Когда судно следует постоян­ным курсом, в идеальном слу­чае не должно быть никакого поперечного    сопротивления. Воздействие руля при измене­нии курса будет происходить с начальным ЦВ, расположенным от носа на расстоянии, пропор­циональном отношению про­дольного сопротивления про­пульсивной силе, т. е. на расстоянии около 1 / 4L от носа (рис. 10). Лобовое сопротивле­ние воды, действующее на нос при продольном движении, бу­дет во время поворота воздейст­вовать также на скулу, создавая поперечное сопротивление. Это поперечное сопротивление сдви­гает ЦВ назад и вследствие это­го укорачивает рычаг управле­ния. Уменьшение рычага управ­ления пропорционально отно­шению L/B. Например, для судна, имеющего L/B = 8 и поворачивающегося с постоян­ной скоростью, уменьшившийся рычаг управления будет около 7/8х3/4 – 21/32, что снова делает расстояние от носа до ЦВ равным 11/32.

Обычно считается, что на судне, следующем передним хо­дом и разворачивающемся под действием руля, ЦВ лежит При­мерно в 1/3 от носа. Это неда­леко от теоретических выкла­док. Для отношений L/B, рав­ных 9, 8,. 7, 6 и 5, мы получим положения ЦВ соответственно 1/3L, 21/32L, 5/14L, 3/8L и 2/5L от носа. Однако действи­тельное положение ЦВ опреде­ляется не только такими факто­рами, как отношение L/B и со стояние корпуса, но очень силь­ное влияние оказывает диффе­рент, а при ускорении и, замед­лении судна ЦВ временно сдви­гается вперед или в корму.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий