Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судовождению
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
5/5 - (1 голос)

Когда судно с дифферентом на нос движется относительно воды боком, оно имеет сравнительно  большую  подводную площадь впереди ЦВ, которая будет встречать большее попе­речное сопротивление. Большая поперечная сила в носовой час­ти судна смещает ЦВ дальше назад и укорачивает рычаг уп­равления. Кроме того, когда судно загружено не полностью • и имеет дифферент на нос, винт погружен не так глубоко, что приводит к меньшему его влия­нию на руль, что в свою оче­редь уменьшает момент силы, создаваемой рулем (управляю­щий момент).

При установившемся разво­роте носовая часть имеет боль­шую инерцию вращения, кото­рой противостоит меньший уп­равляющий момент. Чем боль­ше дифферент судна на нос, тем труднее им управлять. Что­бы начать разворот, требуется много времени и еще больше ‘времени требуется, чтобы его остановить. Большая сила попе­речного сопротивления в носо­вой части судна уменьшает циркуляцию судна.

Судно с дифферентом на кор­му имеет относительно боль­шую подводную площадь поза­ди ЦВ. Когда судно под дейст­вием руля, положенного на борт, движется относительно воды вперед и в сторону, его носовая часть встречает мень­шее сопротивление воды; вслед­ствие этого ЦВ будет оставаться далеко впереди, создавая отно­сительно длинный рычаг управ­ления. Кроме того, винт погру­жен в воду глубже и создает лучший упор, что увеличивает силу и управляющий момент.

Большая циркуляция судна, имеющего дифферент на корму, вызвана уменьшением влияния более слабой силы поперечного сопротивления в носу и более сильным поперечным сопротив­лением в корме, в результате чего уменьшается угол дрейфа.

Уменьшение скорости судна с помощью руля и гребного винта

В море предпочтительна пе­рекладка руля на углы менее 20°, это обеспечивает хорошую управляемость и. относительно малое снижение скорости. Од­нако когда необходимо умень­шить скорость, можно с успе­хом использовать эффект сни­жения скорости действием руля, перекладывая его попеременно с одного борта на другой (так называемая циклическая пере­кладка руля — Rudder Cycling). В зависимости от наличия про­странства и возможности позво­лить уклониться судну с курса необходимо удерживать руль на одном борту длительное или ко­роткое время. Создаваемое бор­том судна поперечное сопротив­ление способствует уменьше­нию скорости судна. Крупно­тоннажные танкеры, имеющие чрезмерную осадку, при пово­роте на полном ходу теряют в скорости значительно больше, чем танкеры меньшего размера.

На    танкере    дедвейтом 477 тыс. т, имеющем скорость 14,4 уз, после остановки маши­ны требуется 62 мин, чтобы скорость упала до 5 уз (инерци­онные испытания), и потребова­лось только 5,5 мин для подоб­ного снижения скорости с 14,4 до 5 уз, когда был осуществлен поворот на 150°, положив руль 35° на борт и сохраняя полный ход машины! В обоих случаях судно было в грузу, имело осад­ку 92 фута и коэффициент пло­щади пера руля при этой осадке 1 / 60. Коэффициент площади пера руля — отношение смо­ченной поверхности пера руля к продольной подводной площади судна. Тот же самый танкер дедвейтом 477 тыс. т в балласте с коэффициентом площади пера руля 1/27 не только имеет меньшую инерцию движения, но также относительно боль­шую площадь пера руля. Эти два фактора делают цикличес­кую перекладку руля с малы­ми изменениями курса более эффективной в балласте, чем в грузу.

В отношении уменьшения скорости движения с помощью гребного винта следует отме­тить, что на судне, следующем с полной скоростью, винт, рабо­тающий на 20 % своей мощно­сти, встречает большее сопро­тивление воды, чем застопорен­ный винт. Самый малый ход вперед, установленный после того, как судно следовало пол­ным ходом вперед, оказывает вначале в чем-то лучшее тормо­жение, чем немедленная, пол­ная остановка гребного винта. Для более быстрой остановки судна с полного хода вперед винт, работающий назад на 20 % своей мощности, вначале более эффективен, чем винт, работающий назад на полную мощность, когда большая часть его усилия теряется из-за ка­витации.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий