Оценить

Если на судне, не имевшем хода относительно воды, пере­ложить руль на борт и дать полный ход вперед, то полный поворот займет менее половины того пространства, чем в случае Полного повброта, начатого с полного хода вперед. Поворачи­ваясь вначале на месте, судно набирает ход вперед, и с увели­чением инерции движения раз­ворот становится все шире. Инерция покоя — вот что по­зволяет судну сделать короткий поворот с места и препятствует продольному ускорению.

Пример. Танкер дедвейтом 477 тыс. т в полном грузу, СЭУ турбина, L/B = = 6, осадка 92 фута, угол перекладки руля 35°, начальная скорость 14,4 уз, конечная скорость 3 уз. Машина работа­ет на полный ход, начальная частота вращения турбины 89, конечная — 78 об/мин. Время, затраченное на пол­ную циркуляцию, 16,5 мин.

После перекладки руля на борт суд­но начинает медленно поворачиваться, и только после того,-как оно разверну­лось примерно на 10°, начинает нара­стать вращательное движение. Угловая скорость поворота достигает максимума между 10 и 90° разворота и становится постоянной с меньшим значением, когда судно  приобретает  установившуюся поступательную скорость.

Теоретически диаметр цирку­ляции AL и 3L (ще L — длина между перпендикулярами) для отношений L/B, равных 9 и 5 соответственно (см. приложение А, 3). Однако многое зависит от числа факторов, влияющих на угол дрейфа, таких, как диффе­рент и глубина йод килем.

Циркуляция на постоянной высокой скорости ненамного больше, чем циркуляция на по­стоянной низкой скорости из-за большей инерции движения, от­носительно более длинного ры­чага управления и вследствие этого меньшего угла дрейфа.

Пример. Танкер дедвейтом 50 тыс. т, СЭУ турбина, L/B = 8, осадка в грузу на ровном киле 41 фут 8 дюймов, в бал­ласте — носом 20 и кормой 26 футов.

Для сравнения: танкер дедвейтом 477 тыс. т в балласте, осадка носом 33,5 и кормой 40 футов, время полной цирку­ляции на полном ходу 14 мин (началь­ная частота вращения турбины 91, ко­нечная — 82 об/мин). Время полной циркуляции на среднем -ходу 22 мин (частота вращения все время. 51 об/мин), диаметр циркуляции пример­но на 6 % меньше.

Диаметр циркуляции в грузу обычно больше, чем в балласте. Причина в том, что судно в грузу имеет относительно мень­ший коэффициент площади пе­ра руля и большую инерцию движения и, кроме этого, имеет обычно меньшую глубину под килем.

Однако на глубокой воде нет большой разницы в циркуляциях, так как танкеры в грузу обычно не имеют дифферента, что приводит к сильному попе­речному сопротивлению в носо­вой части судна.

Ограниченная глубина под килем на мелководье препятст­вует потоку воды под корпусом судна и является причиной ог­раниченного поперечного дви­жения кормовой части. Чем меньше глубина под килем, тем больше накапливается  воды в районе кормы, двигающейся вперед, и тем ниже уровень во­ды в носовой части судна, что ведет к меньшему углу дрейфа и вследствие этого к более ши­рокому повороту на мелководье.

Действие  ветра   изменяет циркуляцию. При нормальном дифференте, когда нос идет на ветер, а корма под ветер, судно поворачивается быстрее. Наобо­рот, когда судно разворачивает­ся носом под ветер, особенно когда у него высокая кормовая надстройка и сравнительно сла­бая машина, поворот происхо­дит медленнее.

Волнение и зыбь оказывают противоположный эффект на разворот. Когда судно повора­чивается носовой частью на зыбь, поперечное сопротивле­ние при состоянии моря, по­могающем развороту, действу­ет на наветренную скулу так, что  препятствует  развороту (см. приложение  В, 5). Когда судно поворачивается по на­правлению волны и зыби, их действие приходится преодоле­вать кормовой частью. И только тогда, когда скорость постоянна и на судно не действуют внеш­ние силы, оно описывает при своем движении на циркуляции действительную окружность.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий