Судно в грузу. Отшвартовка с помощью одного буксира, закрепленного на 1/3 длины корпуса от носа. Буксиру дана команда оттягивать судно, машине — ход вперед, руль переложен лево на борт с тем, чтобы отвести корму (рис. 97). Судно боком отходит от причала (1).
Когда установится ход вперед, ЦВ сместится в нос и следует поставить руль прямо, так как иначе судно начнет разворачиваться влево. Буксир будет малоэффективен, поскольку танкер в грузу имеет большое поперечное сопротивление. После подачи буксиру команды перейти влево поперечное смещение, создаваемое буксиром, уменьшится (2).
Пока корма не отойдет достаточно от причала, мы не сможем начать разворот вправо с использованием руля.
Для разворота вправо следует полностью остановить движение вперед и дать машине ход назад. По мере уменьшения продвижения судна вперед ЦВ смещается назад и буксир будет иметь достаточный рычаг, чтобы оттянуть нос вправо.
Буксир создавал бы большее усилие, если бы тянул судно за нос. Тогда можно было бы использовать руль и машину, чтобы удерживать судно параллельно причалу при отходе от него и, таким образом, помогать буксиру, оттаскивающему судно от причала, и обеспечивать поперечное движение судна. На рис. 98 показаны две ситуации.
Судно А не должно двигаться вперед. Танкер удерживается на длинном носовом шпринге. Учитывается его прочность на разрыв и к нему не прилагается чрезмерная нагрузка. Буксир тянет в корму от миделя, а мы даем ход машине вперед, переложив руль на борт. Как только нос судна пройдет чисто корму впередистоящего судна, дается “Стоп” машине и отдается шпринг.
Судно В отходит от оконечности пирса и не может сдвинуться назад. Лучшее место для буксира — по возможности быть ближе к носу. Предпочтительнее отталкивать нос со стороны берега. Корму можно отвести от причала, переложив руль лево на борт и дав передний ход машине, увеличивая тем самым мощность единственного буксира. Последним отдается кормовой шпринг, заведенный с главной палубы.
Преимущество толкающего буксира состоит в том, что он не зависит от разрывной крепости буксирного троса. Однако при наличии зыби лучше, если
буксир будет тянуть, чтобы не повредить свои носовые кранцы.
Примечание. Существует заметное различие между причалом, имеющим сплошную стенку, и причалом, построенным на сваях. В случае сплошной стенки при движении судна вперед корма будет идти к причалу под влиянием присасывания.