Встречное течение позволяет использовать мощность машины для управления судном, даже когда скорость относительно грунта отсутствует. Судно может следовать относительно воды со скоростью, равной скорости течения, и в то же время оставаться на том же месте относительно грунта или относительно причала, пока течение точно по носу. Но если судно уклонится в какую-либо сторону, то возникает поперечная составляющая движения, которая может быть использована для перемещения судна в нужную сторону.
Если движение в сторону продолжается некоторое время, судоводитель должен быть готов к появлению инерции бокового смещения (рис. 55), особенно когда судно в грузу.
Для остановки смещения в сторону необходимо привести течение на курсовой угол другого борта. Это необходимо выполнить заблаговременно, потому что судно будет продолжать двигаться дальше в прежнем направлении, прежде чем предпринятое действие даст результат.
Судно идет со скоростью 2 уз против приливного течения, имеющего скорость также 2 уз (рис. 56, 1).
Когда судно развернется перпендикулярно направлению течения, оно будет продолжать движение относительно воды со скоростью 2 уз (4), но теперь также и относительно Грунта. Из-за наличия инерции продольного движения судно продолжает идти вперед даже при застопоренной машине.
На большом танкере в грузу может случиться, что судно движется со скоростью 2 уз, которая вообще не ожидалась. Поэтому при изменении курса на течении необходимо помнить о сохранении инерции движения.
Для лучшей ее оценки после изменения курса очень полезна помощь лага, дающего скорость относительно грунта и относительно воды.
Бывает, что скорость течения неодинакова по всей ширине фарватера или на пути подхода к причалу.
Судно, следующее против 2-узлового течения со скоростью относительно воды 3 уз (рис. 57, 1), имеет скорость относительно грунта 1 уз. Когда судно входит в струю течения, имеющего скорость только 1 уз (3), оно будет следовать со скоростью относительно грунта, равной 2 уз, даже если машина застопорена; в этом случае судно продолжало бы двигаться по инерции.
Чтобы погасить неожиданно возникшую скорость в 2 уз на VLCC в грузу, требуется время. Уменьшение скорости течения вблизи причала может быть причиной слишком большой скорости судна на конечной стадии подхода к причалу.
Входя в закрытый порт против течения, необходимо брать поправку на инерцию движения, особенно для судов, следующих в грузу.