Оценить

Встречное течение позволяет использовать мощность машины для управления судном, даже когда скорость относительно грунта отсутствует. Судно мо­жет следовать относительно во­ды со скоростью, равной скоро­сти течения, и в то же время оставаться на том же месте от­носительно грунта или относи­тельно причала, пока течение точно по носу. Но если судно уклонится в какую-либо сторо­ну, то возникает поперечная со­ставляющая движения, которая может быть использована для перемещения судна в нужную сторону.

Если движение в сторону продолжается некоторое время, судоводитель должен быть готов к появлению инерции бокового смещения (рис. 55), особенно когда судно в грузу.

Боковое смещение и боковая инерция

Для остановки смещения в сторону необходимо привести течение на курсовой угол друго­го борта. Это необходимо вы­полнить заблаговременно, пото­му что судно будет продолжать двигаться дальше в прежнем направлении, прежде чем пред­принятое действие даст резуль­тат.

Судно идет со скоростью 2 уз против приливного течения, имеющего скорость также 2 уз (рис. 56, 1).

Инерция продольного движе¬ния после изменения курса на течении в 1—2 уз

Когда судно раз­вернется перпендикулярно на­правлению течения, оно будет продолжать движение относи­тельно воды со скоростью 2 уз (4), но теперь также и относи­тельно Грунта. Из-за наличия инерции продольного движения судно продолжает идти вперед даже при застопоренной маши­не.

На большом танкере в грузу может случиться, что судно движется со скоростью 2 уз, ко­торая вообще не ожидалась. По­этому при изменении курса на течении необходимо по­мнить о сохранении инерции движения.

Для лучшей ее оценки после изменения курса очень полезна помощь лага, дающего скорость относительно грунта и относительно воды.

Бывает, что скорость течения неодинакова по всей ширине фарватера или на пути подхода к причалу.

Судно, следующее против 2-узлового течения со скоростью относительно воды 3 уз (рис. 57, 1), имеет скорость относи­тельно грунта 1 уз. Когда судно входит в струю течения, имею­щего скорость только 1 уз (3), оно будет следовать со скоро­стью относительно грунта, рав­ной 2 уз, даже если машина за­стопорена; в этом случае судно продолжало бы двигаться по инерции.

Увеличение скорости судна относительно фунта

Чтобы погасить неожиданно возникшую скорость в 2 уз на VLCC в грузу, требуется время. Уменьшение скорости течения вблизи причала может быть причиной слишком большой скорости судна на конечной ста­дии подхода к причалу.

Входя в закрытый порт про­тив течения, необходимо брать поправку на инерцию движе­ния, особенно для судов, следу­ющих в грузу.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий