Судно не испытывает никакого вращательного эффекта, находясь в равномерном потоке течения и двигаясь без воздействия внешних сил. Но когда предпринимается попытка удержать судно в том же положении относительно причала, на его корпусе возникает подводное гидродинамическое сопротивление (рис. 52).
Рассмотрим постановку судна правым бортом к причалу на течении, действующем справа по корме. Два буксира: один по носу, другой по корме, ошвартованы у левого борта и удерживают судно параллельно причалу. Оставаясь неподвижным относительно причала, судно движется относительно воды и испытывает подводное сопротивление. Центр бокового сопротивления удален в корму от миделя, поскольку судно перемещается задним ходом относительно воды. При работе буксиров с равной силой судно будет разворачиваться вправо не потому, что его разворачивает течение, а потому, что ЦВ находится в корме и плечо носового буксира до ЦВ больше плеча кормового. Без работы буксиров не было бы ни бокового перемещения, ни разворота; судно бы двигалось вместе с течением, не имея скорости относительно воды, но перемещаясь относительно причала.
Кормовой буксир создает в основном боковое движение и не создает вращательного до тех пор, пока судно имеет задний ход. Для удержания судна параллельно причалу носовой буксир не должен работать.
Сила бортового течения
Усилие, развиваемое траверзным течением по отношению к неподвижному судну, бывает огромным, потому что эта нагрузка прямо пропорциональна площади подводной части судна, перпендикулярной направлению течения и квадрату скорости течения. Для наших целей достаточно общего понятия о силе течения с траверза:
где: С – нагрузка, создаваемая течением, выраженная в “коротких” тоннах (907,2 кг); L — длина судна по ватерлинии, футы; d — средняя осадка, футы; v — скорость течения, уз; / — фактор, зависящий от запаса воды под килем, который изменяется от 0,0015, когда глубина в 3 раза больше осадки, до 0,0036, когда глубина равна 1,1 осадки; если глубина в 2 раза больше осадки, фактор равен 0,0018.