1/5 - (1 голос)

Для надежной якорной стоянки существенное значение имеют следующие условия и факторы:

глубина,

характер дна,

качество грунта,

укрытие от большой волны и зыби,

количество вытрав­ленной якорь – цепи,

исправность якорного устройства, направле­ние, а также сила ветра и течения,

простор для циркуляции на якоре при перемене ветра или течения,

наличие приметных бе­реговых предметов днем и огней ночью,

постоянное на­блюдение за тем, чтобы судно не начало дрейфовать вместе с якорем.

Постановка судна на один якорь

На подходе к якорному месту необходимо выполнять сле­дующие основные требования:

1) внимательно ознакомиться при помощи лоций, карт, пла­на или просто наглядно с районом предстоящих маневров;

2) приготовить оба якоря к отдаче. Для этого необходимо. снять стопоры с якорных цепей, при помощи брашпиля приспу­стить якоря до выхода веретен из якорного клюза, после чего брашпиль следует разобщить, удерживая якорные цепи ленточ­ными стопорами. Всегда необходимо приготавливать оба якоря. Если отдаваемый якорь «не пойдет», что иногда случается при завале якорной цепи в цепном ящике во время сильной качки судна, то отдают другой якорь. Заранее переводить подготовлен­ные к отдаче якоря на ленточные стопора допустимо только при тихой погоде, когда нет качки или ударов волны в носовую часть судна. В противном случае ленточные стопора от сотрясения мо­гут ослабнуть и якоря отдадутся преждевременно, что может привести к аварии;

3) привязать к якорям буйрепы с буйками для обозначения места якоря. Длина буйрепа должна превышать глубину в ме­сте отдачи якоря, иначе буек уйдет под воду. На сильном тече­нии длина буйрепа должна быть не менее 1,5 глубины места (это рекомендуется делать только на открытых рейдах, но не в пор­тах);

4) предупредить за 30—40 мин до постановки на якорь вах генного механика о подходе к якорному месту для регулирова­ния работы котлов и приведения машины в готовность к перемен­ным ходам;

5) проверить в цепных ящиках укладку якорных цепей и за­благовременно удалить оттуда людей;

6) организовать регулярное измерение глубин ручным лотом. Это рекомендуется делать даже при наличии на судне эхолота. Такой постоянно применяемый способ измерения глубин позво­ляет судить о движении судна в момент отдачи якоря и, кроме того, полезен для тренировки в работе с ручным лотом;

7) при подходе судна к якорному месту у брашпиля, всегда должен находиться боцман; вместе с тем на баке необходимо находиться одному штурману для общего руководства и наблюдения за работами.

Перед отдачей якоря выбрасывается за борт якорный буек. Как правило, якорь следует отдавать, развернувшись носом про­тив ветра или течения и при медленном движении судна назад. Вначале якорную цепь травят со слабиной, но по мере того как якорь будет «забирать», якорь-цепь должна задерживаться и в дальнейшем вытравливаться с учетом глубины якорного- места. Прохождение каждой смычки цепи через клюз сообщается с ба­ка на мостик ударами в колокол. Количество ударов должно со­ответствовать числу отданных смычек.

Если судно под влиянием ветра или течения получит значи­тельное ускорение движения назад, на что будет указывать бы­строе высучивание якорь-цепи, следует задержать судно, дав ход вперед.

Этим маневром предотвращается разрыв якорь-цепи.

При тихой погоде якорь можно отдавать на малом переднем ходу, постепенно задерживая якорь-цепь. При этом надо иметь в виду, что якорь-цепь будет травиться в сторону кормы, рабо­тая на излом, а потому не следует допускать большого хода, вызывающего чрезмерное напряжение в якорь-цепи. К выходу намеченного количества смычек за борт движение судна вперед следует прекратить, дав задний ход.

В случае необходимости стать на якорь при следовании в полветра или при боковом течении, отдают якорь с наветренно­го борта или со стороны течения. В противном случае якорь-цепь будет травиться через форштевень на излом и при большом напряжении может лопнуть.

Еще с большей осмотрительностью надо действовать, отда­вая якорь при сильном попутном ветре или течении. В этом случае якорь следует отдавать только тогда, когда судно будет надежно остановлено при помощи машины, и лот покажет лишь слабое движение вперед.

На глубине свыше 30 м отдавать якорь с ленточного стопора не рекомендуется, так как якорь-цепь разовьет при этом боль­шую скорость, свалится кучей на якорь и может запутаться в нем. Кроме того, подобная отдача якоря может

Постановка судна на два якоря (фертоинг)

Способ стоянки на двух якорях называется фертоингом. Еще в Уставе Морском, изданном при Петре I в 1724 г., гово­рилось: «Фертоинг, т. е. на двух якорях стоять».

Постановка судна на два якоря обычно преследует следую­щие цели:

1) предотвратить дрейф судна в свежую погоду, когда дер­жащей силы одного якоря может оказаться недостаточно;

2) не допустить большой циркуляции судна в стеснённом месте.

В первом случае маневр обычно выполняется следующим .об­разом: подходят уменьшенным ходом

к месту якорной стоянки и приводят судно к ветру.

Не доходя до линии ветра 2—3 румба, отдают на малом ходу наветренный якорь и продолжают продвигаться вперед, ували­ваясь под ветер и потравливая якорную цепь.

Вы­травив с предосторожностями без рывков 2—3 смычки якорь-цепи, останавливают судно задержи­ванием якорь-цепи. Как только судно начнет дви­гаться к ветру, отдают второй якорь.

После этого обе якорные цепи выравнивают, потравливая их в соответствии с глубиной и силой ветра. Следует избегать отдачи якорей на близком расстоянии друг от друга так как при штормовой погоде якоря стягиваются, запутываются и теряют держащую силу.

Во втором случае при постановке судна на два / якоря способом «фертоинг» поступают следующим образом:

а) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом заднем ходу, затем потравливают якорь-цепь на двойную длину против требуемой. После этого отдают второй якорь. Далее подбирают половину вытравленной якорь-цепи первого якоря и одновременно вытравливают такое же ко­личество якорь-цепи второго якоря. Если в районе стоянки приливо-отливное течение одного направления сильнее противо­положного, то соответственно этому изменяют длины якорь-це­пей. При стоянке судно, разворачиваясь под действием ветра или течения, описывает циркуляцию, радиус которой немногим превышает длину судна;

б) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом переднем ходу. Потравив двойную дли­ну якорной цепи, задерживают судно и отдают второй якорь. В дальнейшем выравнивают якорные цепи, как указано выше.

Стоянка способом «фертоинг» не дает преимущества в том случае, если ветер примет направление по линии отданных яко­рей, так как тогда нельзя будет рассчитывать на помощь второ­го якоря.

Продолжительная стоянка на двух якорях обычно приводит к перекрещиванию якорных цепей во время циркуляции судна вследствие перемены ветра и течения. В предвидении очистки (распутывания) якорных цепей соединительные скобы смычек стараются не вытравливать за клюзы. Рекомендуется хотя бы одну скобу оставлять на палубе между брашпилем и клюзом — это облегчит расклепку якорь-цепи во время распутывания цепей.

Постановка судна на якорь способом “гусек”

Постановка судна на якорь этим способом заключается в сле­дующем. Отдают один из якорей и травят 3—4 смычки якорной цепи. Затем берут за бортом вытравленную якорь-цепь на сто­пор из надежного стального троса, расклепывают ее и присоеди­няют нижним коицом к якорной скобе второго якоря. Убрав да­лее стопор, отдают второй якорь и травят его якорную цепь при необходимости до жвака-галса.

При таком положении якорная цепь первого якоря будет спо­койно лежать на грунте и не будет стремиться выдернуть его из грунта.

Этот способ якорной стоянки можно считать самым надеж­ным в смысле использования держащей силы якорей. На парус­ных судах этим способом пользовались при отстое на обширных, недостаточно защищенных с моря рейдах. В наше время он при­меняется редко, так как занимает много времени при постанов­ке на якорь и съемке с него.

Однако и в современных условиях этот способ может ока­заться полезным при необходимости всемерного использования якорей в помощь машине во время съемки с мели или когда суд­но по каким-либо обстоятельствам вынуждено длительно отстаи­ваться на открытом рейде и располагает достаточным временем для постановки на якорь способом «гусек».

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий