Для надежной якорной стоянки существенное значение имеют следующие условия и факторы:
глубина,
характер дна,
качество грунта,
укрытие от большой волны и зыби,
количество вытравленной якорь – цепи,
исправность якорного устройства, направление, а также сила ветра и течения,
простор для циркуляции на якоре при перемене ветра или течения,
наличие приметных береговых предметов днем и огней ночью,
постоянное наблюдение за тем, чтобы судно не начало дрейфовать вместе с якорем.
Постановка судна на один якорь
На подходе к якорному месту необходимо выполнять следующие основные требования:
1) внимательно ознакомиться при помощи лоций, карт, плана или просто наглядно с районом предстоящих маневров;
2) приготовить оба якоря к отдаче. Для этого необходимо. снять стопоры с якорных цепей, при помощи брашпиля приспустить якоря до выхода веретен из якорного клюза, после чего брашпиль следует разобщить, удерживая якорные цепи ленточными стопорами. Всегда необходимо приготавливать оба якоря. Если отдаваемый якорь «не пойдет», что иногда случается при завале якорной цепи в цепном ящике во время сильной качки судна, то отдают другой якорь. Заранее переводить подготовленные к отдаче якоря на ленточные стопора допустимо только при тихой погоде, когда нет качки или ударов волны в носовую часть судна. В противном случае ленточные стопора от сотрясения могут ослабнуть и якоря отдадутся преждевременно, что может привести к аварии;
3) привязать к якорям буйрепы с буйками для обозначения места якоря. Длина буйрепа должна превышать глубину в месте отдачи якоря, иначе буек уйдет под воду. На сильном течении длина буйрепа должна быть не менее 1,5 глубины места (это рекомендуется делать только на открытых рейдах, но не в портах);
4) предупредить за 30—40 мин до постановки на якорь вах генного механика о подходе к якорному месту для регулирования работы котлов и приведения машины в готовность к переменным ходам;
5) проверить в цепных ящиках укладку якорных цепей и заблаговременно удалить оттуда людей;
6) организовать регулярное измерение глубин ручным лотом. Это рекомендуется делать даже при наличии на судне эхолота. Такой постоянно применяемый способ измерения глубин позволяет судить о движении судна в момент отдачи якоря и, кроме того, полезен для тренировки в работе с ручным лотом;
7) при подходе судна к якорному месту у брашпиля, всегда должен находиться боцман; вместе с тем на баке необходимо находиться одному штурману для общего руководства и наблюдения за работами.
Перед отдачей якоря выбрасывается за борт якорный буек. Как правило, якорь следует отдавать, развернувшись носом против ветра или течения и при медленном движении судна назад. Вначале якорную цепь травят со слабиной, но по мере того как якорь будет «забирать», якорь-цепь должна задерживаться и в дальнейшем вытравливаться с учетом глубины якорного- места. Прохождение каждой смычки цепи через клюз сообщается с бака на мостик ударами в колокол. Количество ударов должно соответствовать числу отданных смычек.
Если судно под влиянием ветра или течения получит значительное ускорение движения назад, на что будет указывать быстрое высучивание якорь-цепи, следует задержать судно, дав ход вперед.
Этим маневром предотвращается разрыв якорь-цепи.
При тихой погоде якорь можно отдавать на малом переднем ходу, постепенно задерживая якорь-цепь. При этом надо иметь в виду, что якорь-цепь будет травиться в сторону кормы, работая на излом, а потому не следует допускать большого хода, вызывающего чрезмерное напряжение в якорь-цепи. К выходу намеченного количества смычек за борт движение судна вперед следует прекратить, дав задний ход.
В случае необходимости стать на якорь при следовании в полветра или при боковом течении, отдают якорь с наветренного борта или со стороны течения. В противном случае якорь-цепь будет травиться через форштевень на излом и при большом напряжении может лопнуть.
Еще с большей осмотрительностью надо действовать, отдавая якорь при сильном попутном ветре или течении. В этом случае якорь следует отдавать только тогда, когда судно будет надежно остановлено при помощи машины, и лот покажет лишь слабое движение вперед.
На глубине свыше 30 м отдавать якорь с ленточного стопора не рекомендуется, так как якорь-цепь разовьет при этом большую скорость, свалится кучей на якорь и может запутаться в нем. Кроме того, подобная отдача якоря может
Постановка судна на два якоря (фертоинг)
Способ стоянки на двух якорях называется фертоингом. Еще в Уставе Морском, изданном при Петре I в 1724 г., говорилось: «Фертоинг, т. е. на двух якорях стоять».
Постановка судна на два якоря обычно преследует следующие цели:
1) предотвратить дрейф судна в свежую погоду, когда держащей силы одного якоря может оказаться недостаточно;
2) не допустить большой циркуляции судна в стеснённом месте.
В первом случае маневр обычно выполняется следующим .образом: подходят уменьшенным ходом
к месту якорной стоянки и приводят судно к ветру.
Не доходя до линии ветра 2—3 румба, отдают на малом ходу наветренный якорь и продолжают продвигаться вперед, уваливаясь под ветер и потравливая якорную цепь.
Вытравив с предосторожностями без рывков 2—3 смычки якорь-цепи, останавливают судно задерживанием якорь-цепи. Как только судно начнет двигаться к ветру, отдают второй якорь.
После этого обе якорные цепи выравнивают, потравливая их в соответствии с глубиной и силой ветра. Следует избегать отдачи якорей на близком расстоянии друг от друга так как при штормовой погоде якоря стягиваются, запутываются и теряют держащую силу.
Во втором случае при постановке судна на два / якоря способом «фертоинг» поступают следующим образом:
а) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом заднем ходу, затем потравливают якорь-цепь на двойную длину против требуемой. После этого отдают второй якорь. Далее подбирают половину вытравленной якорь-цепи первого якоря и одновременно вытравливают такое же количество якорь-цепи второго якоря. Если в районе стоянки приливо-отливное течение одного направления сильнее противоположного, то соответственно этому изменяют длины якорь-цепей. При стоянке судно, разворачиваясь под действием ветра или течения, описывает циркуляцию, радиус которой немногим превышает длину судна;
б) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом переднем ходу. Потравив двойную длину якорной цепи, задерживают судно и отдают второй якорь. В дальнейшем выравнивают якорные цепи, как указано выше.
Стоянка способом «фертоинг» не дает преимущества в том случае, если ветер примет направление по линии отданных якорей, так как тогда нельзя будет рассчитывать на помощь второго якоря.
Продолжительная стоянка на двух якорях обычно приводит к перекрещиванию якорных цепей во время циркуляции судна вследствие перемены ветра и течения. В предвидении очистки (распутывания) якорных цепей соединительные скобы смычек стараются не вытравливать за клюзы. Рекомендуется хотя бы одну скобу оставлять на палубе между брашпилем и клюзом — это облегчит расклепку якорь-цепи во время распутывания цепей.
Постановка судна на якорь способом “гусек”
Постановка судна на якорь этим способом заключается в следующем. Отдают один из якорей и травят 3—4 смычки якорной цепи. Затем берут за бортом вытравленную якорь-цепь на стопор из надежного стального троса, расклепывают ее и присоединяют нижним коицом к якорной скобе второго якоря. Убрав далее стопор, отдают второй якорь и травят его якорную цепь при необходимости до жвака-галса.
При таком положении якорная цепь первого якоря будет спокойно лежать на грунте и не будет стремиться выдернуть его из грунта.
Этот способ якорной стоянки можно считать самым надежным в смысле использования держащей силы якорей. На парусных судах этим способом пользовались при отстое на обширных, недостаточно защищенных с моря рейдах. В наше время он применяется редко, так как занимает много времени при постановке на якорь и съемке с него.
Однако и в современных условиях этот способ может оказаться полезным при необходимости всемерного использования якорей в помощь машине во время съемки с мели или когда судно по каким-либо обстоятельствам вынуждено длительно отстаиваться на открытом рейде и располагает достаточным временем для постановки на якорь способом «гусек».