Rate this post

В XIX веке во Франции вышел в свет научно-фантастический роман, который вот уже более 100 лет привлекает к себе внимание читателей разных возрастов и профессий. Это знаменитое произведение Жюля Верна «20 000 лье под водой», в котором писатель нарисовал подводное путешествие горстки людей на борту «Наутилуса» под командованием капитана Немо.

До сих пор вокруг этого романа продолжаются споры. Существуют различные точки зрения на него, порой приписывающие великому французскому фантасту чуть ли не приоритет в данной области. Однако подводные лодки существовали до выхода романа в свет.

Первая русская подлодка – судно крестьянина Новикова, строившееся под наблюдением Петра I, кроме боевых действий, предназначалась и для поисков морских сокровищ. Знаменитый изобретатель парохода Фултон предлагал Наполеону I подлодку, которая называлась «Наутилус».

«Наутилус», кроме механического двигателя, должен был иметь парус для движения в надводном положении. Фултон разработал и парус, который складывался словно зонтик.

Только в конце прошлого века появились первые специальные подлодки, предназначенные не для боевых операций. В 1895 году была построена подводная лодка «Аргонавт» (длина 13 метров) с двигателем автомобильного типа, «Аргонавт» мог опускаться на глубину не более 6 метров, так как вентиляция лодки и работа двигателя зависели от высоты трубымачты. Корабль использовался для подводных экскурсий. Предусматривался выход человека в шлюз – отсек лодки для добычи кораллов и губок. Была создана и лодка-добытчик. Интересны ее конструктивные особенности. Так, была сделана попытка использовать для движения буксир и винт с ручным приводом. Впервые на подводной лодке устанавливалась механическая рука для захвата предметов со дна моря.

Пионером отечественного подводного кораблестроения был крупнейший ученый, профессор Иван Григорьевич Бубнов (1872-1919). Ему принадлежит 6 проектов подводных кораблей, по которым было построено 36 субмарин, составляющих половину всего русского военного флота тех времен.

Необычный проект субмарины предложил в свое время Д. И. Менделеев. В течение 25 лет он был научным консультантом морского министерства и принимал участие в обсуждении чертежей надводных кораблей и подводных лодок. Менделееву принадлежал проект арктического варианта подводной лодки длиной в 50 метров и шириной 10 метров. В начале XX века строительство подобного судна казалось неосуществимым. Ныне уже стали привычными подводные переходы под льдами Арктики в районе Северного полюса, но в начале века мысль Менделеева обогнала свое время. Его идеи указывали верное направление будущим исследователям суровых морей.

Что же касается соревнования между фантастическим «Наутилусом» и современной техникой, то последней приходится равняться на «корабль» Жюля Верна. Во вся­ком случае, проектировщики американской атомной подводной лодки «Наутилус», как свидетельствует автор книги «Морские приключения» Гарднер Соул, стремились… превзойти книжный прототип. Однако сегодня еще не построен подводный корабль, который бы во всех отношениях не уступал жюльверновскому.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий