Суда технического флота. Они выполняют дноуглубительные работы в портах и на морских каналах. Дноуглубительные снаряды в зависимости от способа выемки грунта со дна водоема разделяют на землечерпалки и землесосы. Землечерпалка имеет черпаковую раму с передвигающейся по ней цепью, на которой установлены черпаки. Верхний конец рамы закреплен шарнирно на башне, а нижний опускается на дно водоема. При движении цепи черпаки захватывают грунт и поднимают его вверх. Проходя через верхний барабан, черпаки опрокидываются и вываливают грунт, который по наклонному лотку направляется в грунтовой трюм или в трюм грунтоотвозной шаланды. Землесос засасывает грунт со дна водоема через трубу (сосун), опущенную с судна. В некоторых случаях на конце сосуна устанавливают вращающуюся фрезу-разрыхлитель, что позволяет использовать землесос на глинистых грунтах. Смесь воды с грунтом (пульпа) направляется по рефулерному трубопроводу, уложенному на поплавках, к месту свалки.
Грунтоотвозные шаланды перево зят грунт, поднятый землечерпалка ми. Их особенность состоит в том что грунтовые трюмы не имею’ днища и закрываются снизу шар нирными крышками — лядами. Ког да ляды открывают, грунт вывали вается в воду. Плавучесть шалан ды обеспечивают воздушные ящик? которые расположены по борта! от грунтовых трюмов.
Специальные суда. Эти суда имею узкую специализацию. Экспедиций!-ные и гидрографические суда ел) жат для проведения научных рабе по исследованию океанов и море и гидрографических работ по со-тавлению морских карт. Эти суд имеют развитые надстройки и рубю где размещаются лаборатории, нау ные кабинеты, жилые помещения т. п. Гидрографические суда д.г полярных исследований отличакш повышенной прочностью и ледокол ной формой корпуса.
Учебные суда предназначены JV прохождения на них плавательш практики курсантов высших инж нерных морских и мореходных уч лищ. Эти суда, кроме помещен! для экипажа, имеют кубрики д. размещения практикантов, классш помещения, учебный ходовой мост? машинный класс, такелажную ш терскую и т. п. Широкое распростр нение получили учебно-производсвенные суда, на котор имеются грузовые помещения, L позволяет сочетать прохождеь практики с выполнением произве ственных заданий.
В качестве учебных судов час используются парусные суда. Прохождение практики в тяжелых условиях парусного плавания позволяют учащимся не только приобрести необходимые практические навыки, не воспитывает силу воли, выносливость и любовь к морю.
Спасательные и пожарные суда – это обычно морские буксиры, имеющие повышенную мощность, что позволяет им развивать высокую скорость и при необходимости проводить буксировку потерпевших аварию судов. Спасательные суда оборудуются водоотливной системой большой производительности, которую используют для откачки воды с аварийного судна.
Пожарные суда используют для тушения пожаров как в порту, так и на судах. Высокая скорость и хорошая маневренность позволяют этим судам быстро подходить к месту пожара.
Нефтемусоросборщики и сборщики льяльных вод — суда, специально построенные для охраны водной среды от загрязнения.
Нефтемусоросборщики служат для сбора и удаления нефтепродуктов и мусора с поверхности воды. Они разделяются на портовые и морские. Портовые нефтемусоросборщики для сбора загрязнений на закрытых акваториях оборудуются специальными уловителями и захватами, сепараторами и отстойными танками. Морские нефтемусоросборщики предназначены для борьбы с загрязнением при авариях. Они локализуют разлив нефти заграждениями с поплавками и производят ее сбор в судовые танки мощными насосами с сепараторами. Остатки нефтепродуктов нейтрализуются химическими реактивами.
При эксплуатации судна на нем постепенно собирается некоторое количество воды, загрязненной нефтепродуктами. Такие нефтесодержа-щие воды сдают на специальные плавучие станции—сборщики льяльных вод, где производится их полная очистка.
Плавучие маяки — суда, устанавливаемые на якоре у входа в морские каналы или у мест, опасных для судоходства. Плавучий маяк окрашивается в яркий заметный цвет, а на палубе имеет высокую башню с маячным фонарем, снабжен также средствами звуковой сигнализации.
Плавучие краны — самоходные или несамоходные суда, на которых смонтированы подъемные краны большой грузоподъемности (до 1000 т и более).
Плавучие доки являются одним из основных средств подъема судов для ремонта подводной части
Промысловые суда характерны большим разнообразием типов и групп, а также конструктивных особенностей. Так, траулеры имеют особый вырез в корме с пологим спуском для спуска и подъема трала, транспортно-рефрижератор-ные суда обладают мощной холодильной установкой и обычно имеют значительную скорость, плавбазы имеют рыбообрабатывающие цехи т. п.
- Служебно-вспомогательные суда
- Суда на подводных крыльях и воздушной подушке