5 (100%) 1 голос[ов]

Любопытно поведение судна во время съемки со швартовных буев при идеальной погоде. Без ветра и течения все перемеще­ния судна вызываются выбиранием якорей и зависят от поло­жения на грунте якорных це­пей, Поскольку теперь судно в полном грузу, велика роль инерции, она вступает в игру с возникновением движения. Вре­менами может понадобиться ис­пользовать машину и руль для уменьшения натяжения якорной цепи или предотвращения нава­ла кормы на шланговые буи или чтобы не допустить накла­дывания якорной цепи на носо­вой бульб. Однако следует по­мнить, что направление цепи не всегда совпадает с направлени­ем на лежащий на грунте якорь и что движение кормы в одном направлении может привести к смещению носа в другом и нао­борот.

Зачастую лучше позволить судну найти свою траекторию, не слишком используя машину, и прекращать выбирание якор­ной цепи, когда она набьется для предотвращения поломки брашпиля.

Натяжение якорной цепи пе­редает импульс движения кор­пусу судна. Скорость выбирания цепи брашпилём определя­ет продолжительность этого импульса, передаваемого на носо­вую часть судна, и вследствие этого продолжительность полу­чаемого движения. Сила, при­ложенная на брашпиле, придает судну главным образом про­дольное и  разворачивающее движения. Боковое смещение прекращается сразу же после получения судном движения вперед (рис. 70).

съемка судна с СВМ

При этом ЦВ стремится перейти вперед от ЦТ. Более того, если судно в полном грузу, любое боковое перемещение, которое может произойти от начального им­пульса, встречает сильное под­водное сопротивление в попе­речном направлении.

После отдачи швартовых суд­но перемещается вперед под на­тяжением обеих якорных цепей. Начинаем   выбирать   левую цепь. Передняя часть судна движется к левому якорю, отче­го направление правой цепи по­степенно перемещается в корму. Когда левой цепи остается око­ло четырех смычек, начинает натягиваться правая якорная цепь. Разворот судра влево пре­кращается, и движение пере­дней части судна останавлива­ется под действием натяжения правой цепи. Чтобы облегчить выбирание левой цепи, необхо­димо травить правую до тех пор, пока не будет вытравлена примерно такая же длина якор­ной цепи, как первоначальный износ между двумя якорями.

Как только левый якорь бу­дет подорван, он перестает удерживать нос. При этом на­чинает действовать полный вес вытравленной правой якорной цепи; судно движется назад и разворачивается вправо. Для того чтобы не задеть шланговые буи, следует дать ход машине вперед и осторожно привести судно на правую якорную цепь. Когда корма пройдет шланговые буи, мы даем машине полный ход назад, чтобы продолжить разворот вправо и снять напря­жение с цепи. Тихоходный брашпиль делает разворот впра­во достаточно долгим. Нос раз­ворачивается вправо так дале­ко, что цепь начинает смотреть через форштевень влево. Это особенно нежелательно, если судно имеет бульбовидный фopштевень. Этой ситуации можно избежать, если дать машине ра­ботать задним ходом немного дольше, чтобы, потом дать ход вперед, переложив руль лево на борт. Это прекратит разворот судна вправо и его движение относительно воды.

Легкий бриз с левого борта помогает удерживать судно по одну и ту же сторону от вехи. Дав достаточно слабины правой якорной цепи, выбирая левую цепь, судно выходит так далеко вперед, что левая цепь начина­ет смотреть влево. Ее натяже­ние вызовет разворот носа вле­во. Для предотвращения разви­тия разворота вправо в момент, когда будет подорван левый якорь, даем машине самый ма­лый ход назад сразу же, как только левая цепь станет в по­ложение панер. Движение назад вызовет постепенное натяжение правой цепи вперед по носу, а протаскивание цепи погасит разворот, который мог бы быть вызван вначале весом якорной цепи и поперечной силой упора винта, работающего назад.

Требуется время, прежде чем будет сообщена правая звездоч­ка брашпиля и будет выбрана слабина якорной цепи.

Между тем движение назад  гаснет, и когда правая якорная цепь натянется и будет смот­реть по траверзу, судно почти не будет иметь хода относи­тельно воды (рис. 71).

поперечная сила якорной цепи

Если в это время еще имеет­ся ход назад, мы даем самый малый вперед, переложив руль лево на борт. Это не окажет за­метного влияния на вращатель­ное движение ввиду непосредст­венной близости силы от дейст­вий руля к ЦВ (см. приложение В, 6). ЦВ на танкере, в грузу, на ровном киле смещается далеко в корму под действием попереч­ной силы, приложенной в носу судна. Следствием воздействия руля и машины является боко­вое движение судна от вехи до прекращения движения назад и инерции вращательного движе­ния. В этот момент ЦВ сместит­ся вперед и можно попытаться .сбалансировать силу брашпиля и силу от действия руля для бо­кового смещения судна от вехи.

При сильном ветре слева по корме   последним   отдается швартов, идущий от кормового клюза по главной палубе (рис. 72).

сильный ветер слева по корме

Мы начинаем выбирать ле­вую якорную цепь сразу же, как только будет отдан послед­ний швартов и судно двинется вперед. При ЦВ, находящемся в это время впереди, корма сно­сится быстрее, чем носовая часть, и судно становится бор­том к ветру(2).

Движение вперед постепенно гаснет и разворот влево прекра­щается при условии, что нет натяжения якорных цепей. Ког­да левый якорь подорван, ма­шине дается ход назад; движение назад переводит ЦВ в кор­му. Теперь начинает переме­щаться нос (J).

Судно имеет очень малое смещение назад, которое вскоре пропадает. Судно бортом сно­сится к якорю, лежащему на грунте. Пока мы выбираем якорную цепь, она все время остается со слабиной до тех пор, пока не окажется в поло­жении панер.

Если в позиции (2) правая якорная цепь не потравлена вовремя, судно будет задержи­ваться и левая якорная цепь на­тянется (рис. 73).

Полный поворот вследствие натяжения якорной цепи

Это вызывает быстрый снос кормы и разворот влево продолжится, пока мы выбираем последние смычки ле­вой цепи (2).

При выбирании правой цепи разворот будет продолжаться (3), и к моменту подрыва якоря курс судна окажется в непра­вильном направлении (4).

Движение назад смещает ЦВ в корму, и ветер будет сносить нос все дальше влево, продол­жая разворот. Судно закончит ‘съемку с якоря, сделав полный поворот, что займет больше времени и создаст большее на­пряжение на цепь, чем при ма­невре, показанном на рис. 72.

При съемке со швартовных буев после окончания погрузки при сильном ветре с правого борта задерживается швартов, поданный с главной палубы правого борта (рис. 74).

Непос­редственно перед отдачей этого швартова следует дать машиной толчок вперед, переложив руль лево на борт, чтобы оставить чисто веху и шланговые буи (2).

Ветер в правую скулу при отходе от СВМ

Требуется время, прежде чем сила ветра преодолеет инерцию вращательного движения судна в грузу. Тем временем мы вы­бираем последний швартов и одновременно левую якорную цепь. Движение вперед удержи­вает ЦВ впереди, и корма сно­сится ветром (J). Выбирая пра­вую якорную цепь втугую, мы удерживаем судно носом против ветра (4).

Очень сильный ветер в левую скулу при съемке с СВМ созда­ет опасную ситуацию в момент, когда выбран левый якорь и мы начинаем  выбирать  правую цепь (рис. 75).

Сильный ветер в левую скулу при отходе от СВМ

Возникающий разворот вправо приводит судно бортом к ветру. Это особенно рискованно, когда мы должны сниматься на порожнем судне, поскольку ветер будет создавать большее усилие на легкий нос судна. Чтобы предотвратить по­перечный снос носа судна, сле­дует оставить левый якорь на грунте и приступить к выбиранию правой якорной цепи. В этом случае можно использо­вать машину, чтобы подорвать правый якорь; имея левый якорь на грунте, мы медленно движемся,   выбирая   правую цепь, к месту где лежит правый якорь (3). Протаскивание якоря создает стабилизирующий эф­фект. Когда мы останавливаем машину, судно быстро развора­чивается носом на ветер (4).

При этом есть вероятность захвата левым- якорем правой цепи. Этого можно избежать приведением носа к ветру.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий