Rate this post

В портах и на рейдах суда становятся на швартовные бочки и бридели. Постановка судна на бочки и бридели

повышает надежность стоянки, так как держащая сила мертвых якорей в несколько раз больше держащей силы станового якоря. Швартовные бочки бывают вертикальными  и горизонтальными и представляют собой стальные сварные водонепроницаемые цилиндрической формы конструкции (рис. ). Мертвые якоря бывают литые и железобетонные.Бочка предназначена для поддержания
на поверхности воды цепного бриделя, который соединен с мертвым якорем. Для бриделя используют якорную цепь большого калибра. Его длина немного больше глубины места установки бочки с учетом изменения уровня воды. Вверху бридель заканчивается рымом, который размещают и крепят сверху бочки. Бридель проходит через вертикальные (относительно поверхности воды) отверстия.

Швартовка судна на бочки сложная и трудоемкая операция, поэтому перед швартовкой на судне выполняется подготовительная работа. На баке и корме готовят швартовные
тросы и такелажные скобы. Швартовные тросы разносят и пропускают через клюзы, к огонам крепят бросательные
концы. Стальные швартовные тросы могут крепиться за рым с помощью такелажной скобы. Якорные цепи на бочках крепят с помощью соединительной якорной скобы. Для крепления синтетических и растительных тросов существует много способов — дуплинь, полудуп-линь, скобой, на бруски и т. д.
С помощью дуплиня судно крепят на бочке за рым бриделя следующим образом. Ходовой конец  швартовного троса продевают в рым и возвращают на судно, крепят его огон на кнехтах. Коренной конец кладут на турачку брашпиля (шпиля) и подбирают  (либо травят) до необходимой длины. При этом способе при съемке судна с бочки не требуется посылать людей на бочку для отдачи швартовного конца.

В портах, где бывает тягун, бочки используют для отвода судна от причала.

В своей работе судоводителю часто приходится становиться на швартовные бочки и бридели. Существует много способов постановки судна на бочки: на одну, на две, с отдачей якоря или с заводской якорной цепи.

Постановка судна на одну бочку применяется там, где запрещено отдавать якоря, а стоянка судна
в данной точке необходима, либо когда судно с отдачей якоря (якорей) становится в узкости кормой к берегу.

Маневр подхода судна к бочке рассмотрим на наиболее распространенном способе — постановка судна
на две бочки с заводкой швартовных тросов (рис. б). Он зависит от направления и силы ветра, течения
и от состояния судна (в грузу или балласте) и выполняется следующим образом. На подходе к бочкам
заблаговременно судно уменьшает ход до минимального, подходит против ветра или течения к носовой бочке. Вблизи бочки на катер (буксир) подают швартовный трос. Катер, подобрав достаточной длины (слабину) трос, доставляет его к бочке и крепит. После закрепления на бочке швартовный трос берут на турачку брашпиля (шпиля) и подбирают слабину. В это же время второй катер (или этот же катер) принимает швартовный трос с кормы, доставляет его на бочку, крепит или передает людям на бочки для крепления. В настоящее время подают синтетические или растительные швартовные тросы. Они намного легче и плавают на поверхности воды. Их можно завозить на значительное расстояние. Стальные тросы применяют в крайнем случае и не везде.

После подачи по одному швартовному тросу с бака и кормы с помощью брашпиля и шпиля судно
устанавливают на место между бочками. Затем с обоих бортов подают остальные концы.

При направлении ветра или течения, не совпадающих с линией расположения двух швартовных бочек,
пользуются помощью одного или нескольких буксиров-кантовщиков.

Постановка судна на четыре бочки практикуется крупнотоннажными специализированными судами, которые по своим размерам не всегда могут заходить в порт, и погрузочно-разгрузочные работы выполняются в море или на внешних рейдах. Маневрирование производится аналогично постановке на две бочки. Однако без двух или нескольких буксиров- кантовщиков постановка на бочки не производится. Эти швартовка и отшвартовка наиболее трудоемкие и сложные, так как количество  подаваемых концов увеличивается в 2 раза (рис.  в).

Существует много способов заводки и крепления швартовных тросов на бочки (рис.).

Способ постановки судна на бочку с заводкой якорной цепи используют тогда, когда предполагается длительная стоянка судна и возможны резкие изменения погодных  условий. Прежде всего подготавливают швартовные и якорные устройства. Стационарными и переносными стопорами надежно по-походному закрепляют якорь в клюзе. С помощью брашпиля вытравливают первую смычку якорной цепи на палубу.
Разъединяют первую смычку от второй. Вторую смычку, а за ней необходимое количество якорной цепи через швартовный клюз готовят для подачи на бочку, либо якорь навешивают стропами под якорным клюзом. Вторую смычку, разъединенную с первой, через якорный клюз готовят для подачи на бочку. Якорную цепь травят брашпилем до воды. На третьем—пятом звене от конца крепят растительный трос длиной до 3 м. Готовят два швартовных троса: один — на баке, пропуская его через носовой клюз, второй — с носовой палубы, также пропуская через ближайший клюз. Оба троса приспускают до воды.

Маневр подхода к бочке осуществляется следующим образом. Катер заводит швартовный трос с носовой палубы. Швартов крепят на бочке. Кладут его свободный конец на турачку брашпиля и подтягивают нос судна к бочке так, чтобы якорная цепь находилась близко к рыму бочки. С помощью брашпиля и дополнительного растительного троса якорную цепь подтягивают к рыму и крепят ее с помощью специальной якорной скобы. Если нельзя использовать якорную скобу, можно наложить
бензель из растительного троса (12—15 шлагов). Для облегчения съемки с бочки один швартовный
трос заводят на нее дуплинем. После закрепления якорной цепи ее потравливают до необходимой длины. Швартовные тросы должны иметь слабину большую, чем якорная цепь.

Во время стоянки на бочках постоянно ведется наблюдение за швартовными концами и цепью, их
креплением и натяжением, за состоянием самой бочки, особенно при ухудшении погоды.

Если бочка при волнении и рывках судна погружается в воду, мертвый якорь держит хорошо. Если бочка начинает прыгать на воде, то появился дрейф или оборвался бридель.

Съемка судна с бочек в хорошую погоду трудностей не представляет. Оставляют на корме и баке по одно- му-двум концам, остальные отдают. Первыми желательно отдавать все концы с кормы, чтобы была возможность работать машиной, затем отдают все носовые концы, кроме дуплиня. Дуплинь отдается последним. Если погодные условия сложные, съемку с бочек производят с помощью буксиров-кантовщиков.

Для крупнотоннажных судов съемка с бочек рекомендована только с помощью буксиров-кантовщиков
независимо от погодных условий.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий