В морской практике иногда возникает необходимость производить грузовые операции или бункеровку судов в море, или на открытом рейде. В этом случае судно надо расположить строго под определенным углом к направлению ветра и волнению, чтобы к нему могли подходить другие суда и плавсредства (плашкоуты, баржи, катера и т. д.)
Сущность способа состоит в следующем. Обычным способом судно становится на якорь. Вытравливают якорную цепь на одну-две смычки меньше рассчитанной для данной глубины и грунта. С кормы через клюз того же борта, с которого отдан якорь, чисто обносят по борту
швартовный трос-шпринг. Его крепят вдоль борта каболками (серьгами) из растительного троса. Ходовой конец шпринга подводят к якорному клюзу и поднимают его на палубу бака через клюз с помощью проводника и багра. Иногда шпринг крепят к якорной цепи с беседки (рис. а, б, в). Затем крепят шпринг к якорной цепи. Способы крепления троса к якорной цепи показаны на рис. Подбирают слабину шпринга шпилем на корме, кладут и крепят его на кнехты и убирают серьги. Постепенно потравливают якорную цепь. По мере потравливания якорной цепи нос судна будет уходить под ветер, а корма выходить на ветер. Якорную цепь потравливают до тех пор, пока судно займет нужное положение. В такое положение судно может быть поставлено и с помощью кормового якоря или завезенного стоп-анкера.
Иногда возникает необходимость ставить судно в строго фиксированном направлении (во время размагничивания). Для этого используют способ постановки судна на два шпринга (рис.)
Первоначально в данное направление судно ставят на два якоря описанным выше способом. С обоих бортов проводят на бак шпринги и крепят их якорными цепями. Для установки судна в требуемом направлении подбирают (или потравливают) кормовым шпилем правый или левый шпринг.
Съемку судна со шпринга производят в следующем порядке. Выбирают якорную цепь до тех пор,
пока шпринг не поднимется на палубу бака. При необходимости шпринг потравливают, разъединяют скобу, соединяющую шпринг с якорной цепью, отдают шпринг и шпилем выбирают шпринг на кормовую палубу.